Михаил Врубель "Царевна-Лебедь".
Эту загадочную картину очень любил Александр Блок.
Между тем, вот один квалифицированный отзыв:
«Царевна-Лебедь» Врубеля – демоница. Так же, как и его «Демон» – демон. Но это не маркирует их как существ окончательно плохих, дьявольских. Я думаю, Врубель был одним из тех, кто попытался рассмотреть тему «иного», нечеловеческого, не как противостояние двух миров – божественного и дьявольского, а как тайну. Как тайну ИНОГО.
Нет никакого светлого и темного. Есть нечто, чего мы не понимаем, что нам трудно постичь. Или даже невозможно. Есть нечто, что не поддается упорядочиванию с помощью нашей, человеческой, шкалы дуальностей. Есть нечто, что никак не получается объяснить, классифицировать, разложить по полочкам, расшифровать, растолковать, разрисовать схемками, наглядно, убедительно и популярно продемонстрировать. Есть нечто недоступное – взгляду и разуму. И оттого оно представляется враждебным, искусительным, страшным, опасным, извращенным, непобедимым. Или, наоборот, прекрасным, благодетельным, просвещающим, добрым, умиротворяющим и исцеляющим. ИНОЕ, которое в принципе непонятно, предстает как его отношение к нам. Как оно к нам направлено – вредит или помогает – таким якобы и является. Отсюда и происходит разделение доброго и злого, различение темного и светлого.
А каково оно на самом деле? Царевна-Лебедь, по сказке добрая помощница князя Гвидона, какова она по-настоящему? Признаемся себе: по-настоящему она – ведьма. Демоница. Недаром же коршун ее хотел истребить! Не из ревности же, правда? И не потому, что она за него замуж идти отказалась. А потому, что она – сильная и знающая волшебница, могучая чародейка. Принадлежит ИНОМУ – тому, о чем нам ничего не ведомо. И правда, про князя-то Гвидона нам все известно – и про мать-отца, и про теток завистливых, и даже про сватью бабу Бабариху. А про эту девицу, что «днем свет Божий затмевает», ничего не известно. Откуда она, кто? «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет…» И все.
На картине ИНОЕ – везде и всюду, словно дух его и запах, цвет и свет, мерцание и блистание Врубель специально старался уловить и запечатлеть. И таки ему это удалось: черно-фиолетовый закат, черные тени в небесах и подножьях скал, сизые холодные блики на белом одеянии-оперении Царевны – все это дышит ИНЫМ, все это – опасно, жутко, студёно, не человечно. Во всем этом есть что-то еще, что-то между строк, между мазков, что-то, о чем не сказано напрямую, что не изображено, не представлено, не видно. Потому что оно непредставляемое, невидимое – ИНОЕ. Страшно!
Вглядеться в огромные, инопланетные глаза Царевны – страшно. Она из другой вселенной. Даже не приходит в голову измерять ее по привычным лекалам человеческой красоты – она не красавица. И в то же время красота ее – несомненна, оглушительна, ослепительна, демонична. Неудивительно, что князь сразу же захотел на ней жениться: он как упал в ее глаза, так больше и не очнулся. Глаза ее – гибельны, если только ты не колдун, не маг, сильный несказуемой силою, для которой лебединые чары – рябь на поверхности, бриз морской, не стоит беспокоиться.
Интересно, смог ли князь Гвидон противостоять своей силой – силе Царевны? «Ведь жена – не рукавица: с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь,» — предупреждала его она. Впрочем, это другая сказка, а с картины Врубеля смотрит на нас девушка-оборотень, стряхивающая с себя лебединое оперение. Она ни злая, ни добрая, ни светлая, ни темная – она ИНАЯ. Попробуй-ка, сладь с нею! Известно, что первоначальным замыслом художника было что-то вроде портрета его жены Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию Царевны-лебеди в опере Римского-Корсакого в Частном театре С.И. Мамонтова. Однако ж далеко ушел живописец от своего замысла, ох как далеко! Увлекла его Лебедь, зачаровала, заколдовала…
Е. Нистратова, искусствовед