Трудность с выражением/пониманием нематериальных вещей.
Мы выражаемся (совестно) и воспринимаем выражения с помощью своего тела. Выражения же наши не только конкретно материальны, но и абстрактны, и содержат в себе переносный (не только другой и не только материальный) смысл.
Известно из чего состоит второе* слово человека. Оно состоит из:
- звука , то есть текста, знакомого запаха, знакомого вкуса, тактильного ощущения, обозначений ощущений в уже известной форме
- смысла этого звука, то есть чего-то отличного от материального качественно, - абстракции.
- отношения к произносимому, то есть настроения человека по поводу выражаемого = материально + содержа смысл.
Получаем выражение это: материя +
отношение + смысл
Итак, сложность заключается не в материальных значках и их смысле, которым можно научить даже животных, а в отношениях, которые не так однозначны как смысл и отображение слов.
Человек говорит другому "душа", а
относиться может к произносимому негативно (душа врага), нейтрально (душа изучаемого объекта (животного)), положительно (любимый человек).
Связь звука и смысла фразы меняется отношением говорящего. Следовательно при восприятии слов для верного понимания следует учитывать все три составляющих слов. Уметь замечать нюансы отношения автора если речь идет о сложных для понимания нематериальных вещей.
Также и сами материальные понятия делятся сами в себе на две уже упомянутые категории.
Чистые абстракции - смыслы.
И частично абстрагированные вещи - отношения.
Смысл в книге как вирус в космосе может тысячу лет пролежать на полке никак не соотносясь с окружающей его средой, однако, попав в благоприятную почву сознания (или полноценной биологической жизни), смысл встретит отношение читателя и сможет попытаться передать тому отношение далекого по времени автора (внести вклад, изменения).
Б.Ф. Поршнев в своей работе (О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)) наглядно показал, что смысл (знаков) для людей это конкретный абсурд исключенный из общего абсурда представляемого. Смысл знака это знакомый, закрепленный в памяти абсурд. В памяти знак закрепляется выраженным к нему отношением. Если мы не испытываем отношения к происходящему с нами, то и происходящего в памяти не фиксируется.
Возвращая к трудностям с пониманием нематериальных понятий нужно отметить их смешанность в сознании человека.
Общеизвестно, что смысл можно выразить относительно смысла. Указав на большее или меньшее соответствия задачам выражения этого смысла. Например, карандаш в качестве инструмента лучше рейсфедера (пера) подходит для моделирования. А перо же лучше зафиксирует макет на той же бумаге.
Отношение можно выразить к самому отношению. Например мне больше нравиться работать карандашом, но мне не нравится, что я увлекаюсь этим, упуская необходимость вовремя зафиксировать макет чернилами и он на производстве теряет твердость очертаний от потертостей.
Нравится может не нравиться душе, как и подходящесть может не подходить по смыслу.
Для большинства людей это различие ничего не значит. В смысле одинаково употребимо.
Но из примера выше видно, что речь может идти о различных аспектах смыслов.
Смыслов отношений и смыслов смыслов.
Итак, выражение и его носитель слово, при глубоком анализе следует делить на три составляющие: материальную, чувственную, и смысловую.
Материальное нельзя оторвать от человека.
Чувственное может подходить только определенным группам людей. Женщинам, специалистам, детям, старикам...
Ментальное более безотносительно (свободно) от человека к человеку. Цифры и дорожные знаки работают последние два века почти по всей планете схоже.
Эмоциональная грамотность позволяет ввести в смысловой обиход в качестве третьей составляющей сами отношения.
Не просто ввести, а предложить для этого системное основание, о котором речь здесь у нас всё еще идет...
___________________
* Первое слово - зов, несет в себе как бы всю полноту возможных переживаний в контексте происходящего. Пример - "плач" новорожденного.
------------------------