Во первых, из приведённой цитаты видно, что Вивекананда очень хорошо осознаёт что такое ум. Если проводник ума - мысль, чиста, то почему бы ему не быть "бесконечной библиотекой Вселенной".
Во вторых, он находит оптимальный подход здесь к человеку западного мышления, суть которого в простых словах донести значение изучения своего ума и чистоты его проводников.
В третьих, здесь он показывает ту золотую середину между умом и озарённым новой идеей сознанием, на примере Ньютона , даже не упомянув о нём.
Блестящий подход!
Человек воплощенный исследует содержание своего ума.
Но обратите внимание на следующее:
Он перестроил все прежние звенья мысли в своем уме и открыл среди них новое звено, которое мы называем законом тяготения. Закон этот не содержался ни в яблоке, ни в чем бы то ни было в центре земли.
Значит, Ньютон нашел способ, как перестроить свой ум, как наполнить его тем, чего там раньше не было, как настроить свой ум таким образом, чтобы он проникал и в суть яблока, и в суть центра земли. И сделать это при помощи углубления ума в сознание, конечно.
То есть, Вивекананда говорит уже о преобразованном, беспредельно тренированном, уме. Такого можно достичь, если стать совершенным Карма йогом.
Новизна и трудность лейтмотивов настоящего времени заключается в том, что человек должен открыть для себя еще и сердце. Об этом Вивекананда - Раджа йог - не говорит.
По большому счету, проявленному, физическому миру, для действия в этом мире даны два инструмента - ум и сердце. После следует синтез, и сотрудничество этих явлений.
Сознание физическому миру не принадлежит, а оттого лишь помогает человеку воплощенному в исследовании мироздания. В то время как ум и сердце участвуют в претворении Мощи и Мудрости, обретенном сознанием - здесь, на земле. Так приносится Небо на землю.
Конечно, и сознание растет, если его напрягать и устремлять. Но лишь тот становится Адептом Мудрости, кто сделал из ума союзника.
Ну где то так сейчас вижу.