"... несмотря на все мои желания и старания, я не мог добиться успеха в "само-воспоминании" в процессе моей обычной жизни с другими людьми; так, чтобы быть способным проявлять себя не в соответствии с моей натурой, а в соответствии с предварительными указаниями моего "сосредоточенного сознания".
Я не мог достичь состояния "само-воспоминания", достаточного даже для того, чтобы остановить ассоциации, текущие во мне автоматически вследствие некоторых нежелательных наследственных факторов моей природы". (Г.И.Гюрджиев. Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть")
У разума, сформированного эволюционными процессами, есть свои задачи, и порой состояние "здесь и сейчас" этим задачам не вполне соответствует. Согласно некоторым современным теориям, "...сущностью разума является составление прогнозов" (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007.С.86.). Прогнозы осуществляются на основании памяти - предыдущего опыта: "...восприятие действительности является комбинацией наших ощущений и прогнозов, составляемых на основе воспоминаний". (Джефф Хокинс. Об интеллекте. М.2007. С.89.)
Таким образом, сканирование прошлого и создание прогнозов - то есть пребывание не здесь и не сейчас - является важней функцией мозга. И никакие ухищрения духовных практик не могут и не должны эту функцию отменять.
Почему вообще возникает эта проблематика - включать самого себя в объекты внимания, что подразумевается в концепции "здесь и сейчас"; откуда берется нужда в пристальном внимании к собственному внутреннему миру? Видимо, это связано с тем, что личность становится источником проблем - искажает информацию при восприятии, не в состоянии ее полноценно обработать, не справляется с возросшим числом объектов внимания и т.п. То есть оказывается не готовой к тем ситуациям, которые предлагает современная жизнь.
Например, если наше восприятие затуманено отрицательной эмоцией и мы отвергаем справедливые слова собеседника только из-за этого, то требуется отключить "автопилот", сделать сознательное усилие, переведя внимание на себя как на внешний объект, который, так сказать, ведет себя неподобающе. Это дает шанс скорректировать вредоносный эффект отрицательной эмоции.
Нескончаемое беспокойство о нереальных или маловероятных событиях, которые в любом случае от нас не зависят - вроде конца света - совершенно бессмысленно и ни к чему, кроме неврозов, вести не может. И в этом случае пребывание в "здесь и сейчас" - отличное средство, компенсирующее сбои врожденных навыков. Такие случаи входят в область применения концепции.
Как мне видится, сильная сторона и ценность "здесь и сейчас" - в решении тех задач, которые на "автопилоте" принципиально не решаются. Сама эта идея - помнить себя, осознанно присутствовать - является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний.
Какие задачи не решаются на "автопилоте":
В первую очередь речь идет о тех ситуациях, к которым мы эволюционно оказались не готовы. "Автопилот" - природные силы в нас, а также приобретенные и хорошо усвоенные навыки. Но жизнь в сверхсложном современном обществе предлагает задачи, для которых нет готового природного решения и не всегда возможно выработать автоматические навыки:
- включение объектов в сферу внимания, даже если они не вызывают эмоционального интереса. Внимание к объекту привлекается прежде всего потребностями и основанными на них эмоциями, но не всегда эмоции включаются тогда, когда следовало бы.
- Одновременное поддержание нескольких объектов в сфере внимания, поскольку это не является естественной особенностью нашей психофизиологии; далеким предкам обычно не приходилось иметь дело одновременно со многими объектами. (При этом объектов не может быть слишком много: чрезвычайно трудно пребывать в "здесь и сейчас", когда приходится решать одновременно много задач, поскольку ресурсы психики ограничены и часть их расходуется на поддержание самого состояния осведомленности).
- Способность к конструктивному страданию - то есть смирение в отношении неприятных проявлений других людей и негативных cобытий, на которые мы повлиять не можем; отказ от противостояния, когда оно бесполезно. (Поскольку природой мы, как известно, запрограммированы в основном на два вида реакций - "убегай или нападай").
- Способность активно переключать внимание с себя на другого человека - поскольку эгоизм или эгоцентризм естественны, а отказ от себя обычно, хотя и не всегда, требует сознательного усилия.
- Чрезмерная эмоциональность в тех ситуациях, где требуется осознанность и присутствие духа.
- Кроме того, действия на автопилоте чреваты механической забывчивостью, когда мы не можем вспомнить, куда положили ключи и выключен ли чайник. Следуя привычному поведению, легко допустить ошибку, когда ситуация меняется: например, поехать по обычному маршруту, даже если сегодня нужно попасть в другое место.
* * *
Следует отметить, что популярные представления о "здесь и сейчас" могут довольно значительно отличаться от традиционных воззрений на этот вопрос и представлять собой значительное упрощение. Например, авторитетный буддийский исследователь и наставник Алан Уоллес, автор и переводчик многих текстов о буддизме, говорит:
"Английский термин mindfulness, применяемый для обозначения памятования, в широком употреблении попросту означает способность удерживать внимание, отдавать отчет. Сати же имеет гораздо более широкую коннотацию, поэтому желающим практиковать буддийскую медитацию советуют как можно лучше разобраться с этим и другими связанными терминами на основании самых авторитетных источников, какие только доступны. Иначе буддийская медитация быстро деградирует в размытое «быть здесь и сейчас», где утеряны невероятная глубина и богатство буддийских медитативных традиций. (Источник)
Одна из причин этой деградации в том, что в секулярной версии концепции "здесь и сейчас" исчезает стремление к Абсолюту, то есть концентрация идет на психике и теле - что тоже конечно важно - но задача еще и в том, чтобы выйти за пределы своего наличного бытия. Смысл практики не только в обретении психологического покоя, она служит трамплином для прыжка в трансцендентное. Сама попытка смотреть на себя со стороны подразумевает выход за пределы личности.
По Гурджиеву, путь первый — это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами: сидит в одной позе, не ест, носит вериги. В общем, умерщвляя плоть, постигает Бога. Второй путь — путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь — путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же четвёртым путём использует достоинства остальных трёх. Сравнивая, обобщая и работая сразу во всех направлениях.
«Единственный путь для развития — создать борьбу внутри себя, — учил Гурджиев. — Схватка, борьба — вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит — человек остаётся машиной». Хитрый человек пользуется любой возможностью оставаться духовно бодрствующим и не подвергаться усыпляющему воздействию механических стереотипов.
Последний танец Гурджиева
Как пишет Жанна де Зальцман (фактически возглавившая гюрджиевское движение после смерти основателя): "Мое внимание разделено в двух направлениях, а я нахожусь в центре. Это акт самовспоминания. Я хочу держать часть своего внимания на осознании принадлежности к более высокому уровню, и под этим влиянием попробовать открыться внешнему миру..." (Жанна де Зальцман. Реальность бытия. Четвертый Путь Гурджиева).
* * *
Памятование, трезвение и подобные практики - важная часть духовной традиции. Но следует учесть, что традиция ими не исчерпывается, а наиболее интенсивный мистический опыт описывается часто не как алертность и присутствие "здесь и сейчас", а как экстаз , исчезновение, отсутствие, транс, восхи'щенность. То есть как бы пребывание в иных мирах, не здесь и не сейчас. (Мистический экстаз у Плотина, христианских мистиков, суфиев и др.)
Почему бы не предположить, что отсутствие и присутствие, пробужденность в "здесь и сейчас" с одной стороны и экстатическое переживание с другой - дополняют друг друга. Если это так, то вполне можно допустить возможность чередования, фаз изменения активности этих двух важных и необходимых сторон развитой человеческой психики. Иногда - трезвенность и присутствие доминируют, иногда усиливается экстатичность - возникает отсутствие и опьяненность. И, наконец, иногда можно предаться вольному течению мысли, грезам, побыть в творческом внутреннем хаосе, не испытывая при этом чувства вины. То есть нам следует быть не "здесь и сейчас", а "где и когда действительно нужно"
...