
М.: Важно ли осознавать, что получаешь передачу?
Н.: Это зависит от того, кто ее получает. Если человек по-настоящему подготовлен к получению передачи и имеет для этого способности, то любой метод, которым учитель ее дает, будет очень полезен и принесет человеку благо. Если же он не подготовлен и у него нет способностей, то получить передачу не так просто.
М.: Если человек получил передачу, но поначалу ее не понял, имеет ли она все-таки большую ценность? Или же ценность состоит только в понимании?
Н.: Если человек получает передачу, но сразу ее не понимает, то пользы немного. Если же, получив передачу, вы пробуждаетесь, по-настоящему входите в состояние знания, тогда польза есть.
М.: На Западе есть, по меньшей мере, одна традиция, придерживающаяся убеждения, что все элементы сновидения представляют собой какие-то стороны или проекции личности сновидца. Чтобы получить информацию о человеке, ему рекомендуют разыгрывать каждый элемент сновидения. Что вы об этом думаете?
Н.: Нужно различать сновидения, которые происходят от багчаг, и сновидения, которые возникают из ясности. Если это сновидение, берущее начало из повседневных впечатлений, то, конечно, таким способом можно узнать о состоянии человека. Совсем другое дело, если источник сновидений — ясность: тогда они не являются только проекциями.
М.: Если во сне человек ходит или разговаривает, что это значит?
Н.: Если человек спит очень крепко и видит сон, связанный с повседневными впечатлениями, со своими заботами, ему все кажется реальным и очень конкретным. Он полностью погружей в ситуацию. Вот почему он не только видит сны, но и ходит, и разговаривает. Если человек во сне по-настоящему рассердится, то, бывает, он даже вскакивает.
М.: Иногда кажется, что сновидения мелькают очень быстро. Почему это происходит?
Н.: Есть две причины. Одна состоит в том, что наш ум ничем не ограничен, он действует очень быстро. Иногда за очень короткое время можно увидеть во сне события целого дня. Другая причина в том, что сновидения могут быть связаны с возбужденным состоянием, а в этом состоянии сон становится быстрым.
М.: Есть ли какая-нибудь связь между сновидениями и запоминанием информации?
Н.: Если вы осознаёте, в сновидениях можно учиться и даже практиковать.
М.: Если человек спит в состоянии ясного света, сохраняются ли в нем сновидения?
Н.: Если вы спите в состоянии ясного света, то ваши сны больше связаны с ясностью и гораздо меньше с багчаг. Сновидения становятся более ясными и осмысленными.
М.: В чем разница между состоянием сновидений и обычным состоянием яви?
Н.: Наяву переживания более конкретны и опираются на привязанность, тогда как сновидения более беспристрастны. Мы используем слово "нереальное", потому что в сновидениях у нас всегда есть представление о субъекте.
М.: Есть ли для ламы или опытного практика какая-нибудь разница между сновидением и явью, если иметь в виду абсолютный смысл?
Н.: Умея полностью объединять свои переживания, вы сможете обнаружить один и тот же принцип и единство обоих состояний. Тогда жизнь действительно становится сновидением.
М.: Какова связь иллюзорорного тела, о котором идет речь в шести йогах Наропы, со сновидением?
Н.: Сновидение — это главный путь для обретения иллюзорного тела. Имея переживание иллюзорного тела, вы легко поймете, как происходят сновидения.
М.: В чем ценность обретения иллюзорного тела?
Н.: С обретением иллюзорного тела достигается полное постижение нереальности.
М.: Когда человек обретает способность проявлять иллюзорное тело, может ли он проецировать это тело не только наяву, но и во сне?
Н.: Это возможно, потому что такой человек объединяет всё.
М.: Если получаешь учение или передачу в сновидении, имеет ли это такую же силу, как при получении передачи наяву?
Н.: Если в состоянии сновидения вы действительно сохраняете осознанность, то передача имеет такую же силу.
Метки: дзогчен, сны