levis писал(а):На мой взгляд всё на много проще... гордыня и гордость основаны на ложном ощущении или знании, что тебе что-то принадлежит.
не все так просто...
...всегда для понимания термина важно знать в каком контексте употребляется тот или иной термин, чтобы уточнить его смысл.
Относительно гордости известно что (цит. по Обермиллеру "Учение о Праджньаапаарамите в «Абхисамайааламкааре» Маитрейи".)
"маана = нга-ргйал, гордость, (устраняется на 1-м Уровне Бодхисаттвы из 10), (внутренняя форма устраняется на остальных 9-ти Уровнях)."
Относительно гордости на 1-м уровне говорится в следующем контексте
1) Уровень Радости (прамудитаа = раб-ту-дгаъ-ба). Она называется так потому, что Бодхисаттва переживает радостное счастливое чувство, поскольку видит, что приближается к достижению Высшего Просветления и далее может способствовать благу других живых существ. Она совпадает с Путем Просветления (даршьана-маарга) и характеризуется устранением:
(1) 112 форм загрязнений, которые должны быть устранены посредством интуитивного познания Истины (дришти-хейа), и
(2) 108 видов Помрачения вследствие Неведения.
В 112 форм загрязнений входят
(1) страсть,
(2) ненависть (гнев, неприязнь),
(3) ГОРДОСТЬ
(4) неведение,
(5) сомнение,
(6) представление о реальности личности,
(7) крайние взгляды,
(8) полностью неверные взгляды.
(9) рассмотрение собственных взглядов единственно верными,
(10) приверженность к неправильному соблюдению моральных правил и обетов,
Эти 10 загрязнений, взятые по отношению к каждому из 4-х Принципов Святого по отдельности, составляют 40 форм загрязнений, присущих Миру Чувственного Желания. За исключением ненависти, указанные загрязняющие элементы, соотнесенные с каждым из 4-х Принципов, рассматриваемых по отдельности, также связаны со Сферой Чистой Материи (рупа-дхаату) или Эфирных Тел и Сферой Нематериального (арупа-дхаату). Таким образом, имеется 72(36+36) формы загрязнений, присущих высшим сферам, что вместе с 40 загрязнениями, связанными с миром Страстей (каама-дхаату), составляет 112 (40+36+36) видов загрязнений.
В тантре клеша гордость символизируется львом и после смывания этой клеши вместе с другими замещается дхйани буддой Ратнасамбхавой или мудростью равного содержания. Но когда в тантре говорится о божественной гордости , то подразумевается уже не один Ратнасамбхава, а все пять мудростей, хотя (как правильно заметил Судхана) используется в обоих случаях одно и тоже тибетское слово "нга-ргйал"