Благодарность
Поздравляем
Vasya
Vasya

Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Мастерская ума и тела

Модератор: Андрей Осипов

Куратор темы: Андрей Осипов

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Levis » 12 май 2011, 13:49

Не в курсе... думаю там коллективное творчество...
Если ты ненавидишь — значит тебя победили.
Аватара пользователя
Levis
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 28631
Зарегистрирован:
30 май 2006, 12:52
Откуда: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 117 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение хохол* » 12 май 2011, 14:33

Андрей Осипов писал(а):Для этого - нужно начать делать то хорошее,что возможно уже сейчас. Нужно начать восстанавливать связь с теми, кто находиться ниже, "ниже низшего", заботиться о том, кто на попечении "низшего". Нужно увеличить количество внимания к тем, кто находиться "ниже вас". Полнее выполнять свои обязанности по отношению к "низшим" ( или тем, кого вы считаете низшими)...

Я вот выполняю, выполняю, а Вам хоть кол на голове тиши... :sad:
Кстати к высшим тоже нужно быть снисходительними, они же тоже люди бедные, со своей высшестью... ;)
Аватара пользователя
хохол*
****************
****************
 
Сообщения: 16580
Зарегистрирован:
27 май 2009, 22:28
Откуда: Украина, Донецк
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Космея » 12 май 2011, 15:51

хохол* писал(а):Я вот выполняю, выполняю, а Вам хоть кол на голове тиши..
:grin:
Космея
****************
****************
 
Сообщения: 9990
Зарегистрирован:
20 окт 2006, 09:51
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 193 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Космея » 12 май 2011, 18:24

VIP писал(а): levis писал(а): Не реальны их основа и именно это я и хотел сказать, говоря, что мне ничего не принадлежит.

Совсем- совсем ничего? Но ведь за что- то ты отвечаешь? Потому что если ничего не принадлежит, то и заботится не о чем


http://maxkhiger.com/a-vy-xozyain-svoej ... i-zhertva/

см. видео
Космея
****************
****************
 
Сообщения: 9990
Зарегистрирован:
20 окт 2006, 09:51
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 193 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Андрей Осипов » 13 май 2011, 09:34

хохол* писал(а):Андрей Осипов, просто Вы презентуете понятия в разрезе религиозно-христианской морали, где гордость обязательна связана с Богом.
Нет, это только одно проявление. Да, религиозные тексты - более точны в этом случае. Но применять различие между гордостью и тщеславием можно и без религиозной или эзотерической окраски.
хохол* писал(а):Именно в недрах этой морали гордость почти совсем исчезла и потеряла положительное содержание, превратившись в отрицательную гордыню.
О! Это - ключевой вопрос! Именно для этого тема и создана, чтобы уметь отличать ГОРДЫНЮ от ГОРДОСТИ. Чтобы уметь не "вестись на красивые слова" (не на свои, не на чужие), а смотреть "по делам", по результатам. Чтобы отличать книжников( знающих слова, но не понимающих сути) и фарисеев (знающих суть слов, но сознательно обманывающих других людей). Чтобы уметь отличать гордость от тщеславия. И точное знание значения терминов "гордость" и "гордыня" - необходимо для ориентировки человека в своем внутреннем пространстве.

Я согласен с тем, что необходимая в социуме гордость (например - профессиональная) начинает исчезать.
Но не согласен с вами ,что именно "религиозная мораль" стало этому причиной. Я считаю, что именно профанирование этого термина, "знать слова, но не понимать их реального значения", выучить модные слова, но не знать сути - причиной этому. Именно попытка людей знающих "по наслышке" о религии и эзотерике и использующих эти слова для удовлетворения своих амбиций и корыстных целях - привела к профанации терминов "религия" и "эзотерика". И это же движение - разворачивает внутренний рост (творческие способности человека) в обратную сторону, к животным потребностям.

Гордыня и гордость - это разное.
хохол* писал(а):Но по факту и гордость и гордыня вполне положительные социостатические способности личности.
Я с этим не согласен. Чужая гордыня - может перестать быть опасной (заразной) для образованного человека, но положительной для социума быть не может. Если уметь различать гордыню (тщеславие) и уметь взаимодействовать ( а не убегать от них, не осуждать) - то не будет мешать ни то, ни другое. Но наделять гордыню положительным качеством - считаю ошибочным. Для меня "гордыня" это неумение использовать Ум, неиспользование творческих способностей, обрыв, внутреннее блокирование творческого потока человека.
Последний раз редактировалось Андрей Осипов 14 май 2011, 06:04, всего редактировалось 4 раз(а).
Основные ошибки новичка, это торопливость и невнимательность.
Андрей Осипов
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 6824
Зарегистрирован:
10 мар 2011, 08:12
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 133 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Космея » 13 май 2011, 10:20

Андрей, вы как водите машину? жестко, мягко... и т .д.

И часто ли попадаете в пробки?
Последний раз редактировалось Космея 13 май 2011, 10:23, всего редактировалось 1 раз.
Космея
****************
****************
 
Сообщения: 9990
Зарегистрирован:
20 окт 2006, 09:51
Благодарил (а): 103 раз.
Поблагодарили: 193 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Андрей Осипов » 13 май 2011, 11:05

Космея писал(а):Андрей, вы как водите машину? жестко, мягко... и т .д.
Каогда я начинал, я очень любил гонять и достаточно резко водил. Также любил лазить в машину, механика, электрика. Но ездил безаварийно. Никто не страдал по моей вине из-за моего стиля езды. Соревноваться любили, но это в кайф было с обоих сторон. Сейчас к авто отношусь как к тапочкам и лазить не люблю. Теперь даже коробка - автомат..
Космея писал(а):И часто ли попадаете в пробки?
Меня пробки никогда не напрягали. В начале моей езды на авто, мне было сложно передвигаться по диагонали в центральномосковских пробках.

Но, если продолжать обсуждение этой темы, то да, дорога действительно очень быстро и явно реагирует на чувства водителя. Но это уже отдельная тема, большая.

Я открыл:
viewtopic.php?f=66&t=8402&start=0
Последний раз редактировалось Андрей Осипов 13 май 2011, 11:59, всего редактировалось 1 раз.
Основные ошибки новичка, это торопливость и невнимательность.
Андрей Осипов
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 6824
Зарегистрирован:
10 мар 2011, 08:12
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 133 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Андрей Осипов » 14 май 2011, 09:20

Гордость - всегда в меру центрирована, осознанна, спокойна, открыта и устойчива.
Гордыня, наоборот, не в меру уверена в себе, эмоциональна, тороплива, закрыта, не уверена в себе.

Гордыня всегда проявляется двояко.
Одновременное завышение(явно) и занижение(скрытно).
Но иногда - это скрытое можно заметить...

Гордыня, высокомерие, тщеславие - нарушение, блокирование связи с высшим, в том числе и со своими "сверхспособностями", отказ от них.
"Сверхспособности" - это просто ближайшее "высшее". То, что легче всего заметить. Выше есть, но это - самое близкое.. Потому, как уже свое ,уже внутри человека, а не вверху.
Нужно только научиться целенаправленно пользоваться.

Гордыня в прямой форме, тут всем все ясно:
В итоге светофор завис почти на минуту на желтом, пока мы не проехали. Влияние? Возможно. Но не факт. Может, стечение многих обстоятельств, от меня не зависящих. Как распознать. В то время моя гордыня кричала, что это я повлияла.
Но "держит" человека внутри гордыни (потери связи в высшим ) не это, а другая часть/форма гордыни(скрытое чувство своего ничтожества, неуверенность в себе ):
и меня долго колбасило на предмет - а что теперь с этим делать, мол, если я так могу, то каких еще дел, по несознанке, ради себя, я могу еще понатворить в мире. А если кому-то рядом надо было быстрее проехать...


И все. Человек отказывается использовать свои явно проявленные возможности. У меня есть знакомый экстрасенс, он обучает людей пользоваться своими сверхспособностями, когда они уж совсем явно проявлены, но люди не знают что с этим делать, пугаются своих возможностей, отказываются в них верить, бояться этого как заболевания Ума, стесняются сказать, и в итоге - отказываются целенаправленно использовать.


Но шила в мешке не утаить и "начинающим богам" приходится учиться осознавать, различать свои новые "сверхспособности" влиять и воспринимать и уже целенаправленно использовать "чудеса" .. :grin: :grin:
Вместе с осознанием способности влиять - приходит уже устойчивое понимание ответственности за свои мысли и образы, а тем более - за слова.
Последний раз редактировалось Андрей Осипов 14 май 2011, 09:27, всего редактировалось 1 раз.
Основные ошибки новичка, это торопливость и невнимательность.
Андрей Осипов
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 6824
Зарегистрирован:
10 мар 2011, 08:12
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 133 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Андрей Осипов » 14 май 2011, 10:19

Андрей Осипов писал(а):Но шила в мешке не утаить и "начинающим богам" приходится учиться осознавать, различать свои новые "сверхспособности" влиять и воспринимать и уже целенаправленно использовать "чудеса" .. :grin: :grin:
Вместе с осознанием способности влиять - приходит уже устойчивое понимание ответственности за свои мысли и образы, а тем более - за слова.
Некоторым людям очень легко заметить недостатки и несовершенства. Свои и чужие. И так трудно заметить/поверить в свое или чужое превосходство в некоторых областях.

Некоторых научили/воспитали замечать недостатки у других. Некоторых научили замечать недостатки у себя. И считать превосходство - пороком или гордыней.

Но люди не равны. Это неравенство можно использовать по разному. Превосходства над другими людьми, талант - есть у каждого человека. Некоторым людям - трудно поверить в это и начать использовать свое преимущество, превосходство - на пользу себе и другим. Некоторым сложно спокойно и с пользой для себя воспринимать реальное превосходство других людей. Когда-то нужно начинать верить в себя и делать то, что умеешь лучше всех.
Основные ошибки новичка, это торопливость и невнимательность.
Андрей Осипов
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 6824
Зарегистрирован:
10 мар 2011, 08:12
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 133 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение хохол* » 14 май 2011, 11:58

Андрей Осипов писал(а):гордостью и тщеславием можно и без религиозной или эзотерической окраски

Разумеется можно, но будите ли Вы это делат или будте опять упираться в христианскю мораль, я не знаю.
С лингвистической и пихологической стороны, тщеславие, это потребность в пофессиональном росте или общественном признании. Отсюда очевидно, что гордость — способность, а тщеславие — потребность.
Гордсть же различать с гордыней всё-равно, что различать дух и запах...
Андрей Осипов писал(а):Чтобы отличать книжников( знающих слова, но не понимающих сути) и фарисеев (знающих суть слов, но сознательно обманывающих других людей).
Нужо бы сначала знать слова, пежде чем их различать.
Книжники и фарисеи, это всего лишь два течения в иудаизме.
Первые — консерваторы, а вторые — реформаторы, по своей сути.
Кстати, «белые братья» или назаряне, к которым первоначально принадлежал и Христос, тоже были фарисеями (реформаторами), так что фарисеем можно считать и самого Христа. И уж наверняка, если бы фарисеям не удалось подточить общественную мораль, то до креста Христос бы точно не дожил, со своими сатанинскими (в глазах иудеев) высказываниями… Но благодарности за это от сына человеческого, им конечно не дождаться…
Аватара пользователя
хохол*
****************
****************
 
Сообщения: 16580
Зарегистрирован:
27 май 2009, 22:28
Откуда: Украина, Донецк
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 4 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Андрей Осипов » 24 май 2011, 05:50

Все чувства, который человек испытывает к другим - он также испытывает и к самому себе, это проявлено как отношение/эмоции Ума человека к своему Телу. Я никак не мог про-де-монстрировать обратную сторону (наполнение гордыни) - "самоунижение" ( чувство ничтожности себя). Кто может о нем сказать-то? Даже себе? Нашел. Только косвенно, проявленное к другим, как "чувство ничтожности других" - выглядит как "оправданная ненависть" к другим людям(но реально - это ненависть к себе). Когда можно услышать про:
человек, которого ты оправданно ненавидишь...
Ненависть к другим людям нельзя испытывать не испытывая ненависти к себе. Не завысив "выше высшего" требования к себе. Для некоторых людей, очарованных чужой силой - ненависть к другим к себе выглядит даже как "желанная крутость". Но

И.И. Кранк. писал(а):Гордыня .

Гордыня - это царство мертвых!
Незыблемых устоев склад.
И эталон души аккордов,
Надежд свершений, боль утрат!
Гордыня - ты могила духа!
Оковы дерзостных идей.
К мольбам души слепа и глуха.
Ведь у тебя другая цель!
Гордыня - людям на погибель!
Ты в мире - ада филиал!
Пусть будет проклята обитель.
Где я тебя в себя вобрал.


А. Скориков.


С чего начинается невротическое развитие личности? С создания Идеального образа себя в своем воображении. Затем человек пытается сделать себя таким Идеальным, каким считает ему Надо быть, а затем ему начинает казаться, что он уже и есть такой Идеальный. И он начинает гордиться теми качествами Идеальной личности, которых у него на самом деле нет. Это феномен так называемой невротической Гордости. Такое развитие, на самом деле, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Оно осложняется ещё одним процессом, который запускается в ход той же идеализацией. Это процесс ненависти к себе. На первый взгляд, ненависть к себе кажется противоположным феноменом, чем невротическая гордыня. На самом же деле, ненависть к себе - это обратная сторона той медали, на которой мы видим гордыня.

Поясним вкратце. Когда человек создает Идеальный образ Себя, и смещает центр тяжести своей личности на Идеальное представление о себе, он неизбежно перестает видеть, кто он в реальности. Он не видит себя настоящего, своего тела, своего сознания. Есть Идеальное Я, призрак, за которым человек гонится. Он начинает мерить себя настоящего с высоты Идеального образа. Он смотрит на себя с высоты богоподобной личности, и что же он видит? Совершенно невзрачного человека, живущего недостойной жизнью, к которому невозможно испытывать других чувств, кроме презрения и ненависти. Хуже того, тот человек, которым он является, начинает ему мешать, причем значительно мешать в погоне за славой и успехом. Поэтому он обречен ненавидеть Его, то есть - Себя! Гордыня своими идеальными качествами, и одновременно ненависть к себе за несоответствие этим качествам представляют одно целое. То, что Карен Хорни назовет одним общим словом - Гордыня .


Как бы неистово наш Пигмалион не пытался переделать себя в блестящее, великолепное существо, его попытки обречены на провал. Он не может полностью «закрыть глаза» на того человека, которым он является на самом деле. Досадные расхождения с Идеалом Себя все время лезут ему в глаза. И факт остается фактом - ему приходится жить с самим собой: ест ли он, спит, моется, работает или занимается любовью, он сам всегда тут. Иногда он думает, что ему просто мешают другие люди, и если бы он развелся с женой (мужем), поменял работу, сменил квартиру, отправился в путешествие, то все бы могло поменяться. Но от себя все равно не уйдешь. Даже если ему удается заставить себя функционировать, как хорошо смазанная машина, то у него все равно остаются чисто человеческие ограничения. Он не может все успеть, потому что есть ограничения во времени. Он не может со всем справиться, потому что есть ограничения человеческих сил. Он не может все вытерпеть, потому что обыкновенный человек не может вытерпеть все.


Легче понять ситуацию, если мы представим, будто перед нами два человека. Вот уникальное, идеальное существо. И вот он - чужой, посторонний человек, который всегда рядом, всюду лезет, мешает, все путает. Это конфликт между «ним» и «чужим». Как бы далеко человек не пытался убежать от себя «чужого», он все равно будет постоянно с ним сталкиваться. Как идеальное существо, он может быть успешным, или возносить себя в фантазиях к сказочным достижениям, но при этом он все равно будет чувствовать себя неполноценным и незащищенным. Постоянное чувство, которое грызет его изнутри - это то, что он обманщик, подделка, уродец. Это то чувство, которое он не может объяснить. Глубинные знания о себе проявляются в сновидениях, в которых человек ближе всего к своей реальности.


Наяву эта реальность вторгается очень болезненно. В воображении человек - богоподобен, а в реальности неловкий. Он хочет произвести неизгладимое впечатление на других, но у него трясутся руки, он заикается или краснеет. Он думает, что он - герой-любовник, а в реальности может оказаться импотентом. В воображении он разговаривает с шефом, как мужчина, а в реальности выдавливает из себя только глупую улыбку. Он не может выиграть в споре. Изумительное замечание приходит к нему лишь на следующий день. Ему хочется быть гибким и изящным, но это никак не полу­чается, потому что он переедает, и не в силах удержать себя от этого. Тот, каким он является, становится досадной помехой, чужим человеком, который его оскорбляет. А потому Идеальное Я оборачивается к этому чужаку с ненавистью и презрением. Реальный он сам становится жертвой возгордившегося Идеального Я.


Ненависть к себе приводит к расколу личности. Она означает, что идет война. И человек действительно воюет с самим собой.


Немецкий поэт Христиан Моргенштерн оченьточно изобразил природу ненависти к себе в стихотворении «Растет моя горечь»:


«Я стану жертвой самого себя -
Во мне живет другой, тот, кем я мог бы быть
И он меня пожрет, в конце концов.
Он, словно конь, что вскачь летя,
Волочит по земле беднягу, к нему привязанного,
Словно колесо, в котором я верчусь, не взвидя света.
Он фурии подобен, что вцепилась
В окаменевшую от страха жертву. Он - вампир,
Мне сердца кровь сосущий каждой ночью».


(Вот он, тот самый вампир, который мучает нас в сновидениях и сосет нашу кровь. Наше Идеальное Я. Вот тот, кто вдохновляет творцов на создание картин ужаса и безысходности. Сколько произведений на эту тему в классической литературе, живописи, музыке, кино, в творчестве великих художников всех времен!- И.К.)


Эта ненависть может быть настолько разрушительной, что мы оказываемся беспомощны против неё, и можем сами себя разрушить.


За что же мы себя так ненавидим? Может быть, за то, что мы ничего не стоим? Нет. Просто нас тянет вылезти из кожи вон, прыгнуть выше своей головы. Ненависть происходит от расхождения между тем, кем я мог бы быть, и тем, что я из себя представляю. И это не просто раскол. Это жестокая убийственная битва.


Мне вспоминаются и стихи В. Высоцкого на эту тему:


«Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю...
Что-то воздуху мне мало - ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые -
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою
На краю...».


Власть и упорство ненависти к себе удивительны. Если попытаться найти причины её глубины, то мы найдем ярость возгордившегося Я, которое чувствует, что актуальный человек внутри него мешает ему взлететь, унижает его на каждом шагу. Эта ярость к себе имеет предельно важное значение. Ведь сколько бы человек не помыкал собой, его жизнь, и достижение той славы, к которой гонит Идеал, все равно зависит от актуального Я. Эта зависимость делает ненависть к себе более жестокой и беспощадной.


Хуже того, ненависть к себе помогает поддерживать величие, Идеальный образ. Она состоит на службе Гордыни , гонит человека и помыкает им, заставляет стать Идеальным. Когда человек осуждает свои несовершенства, это уже говорит о том, что у него есть богоподобные нормы, с которыми он себя отождествляет.


Удивительным кажется, что даже после того, как человек начинает осознавать ненависть к себе , он не спешит от неё избавиться, восстать против собственного ярма. Человек может продолжать упорно завышать свои и без того завышенные нормы, не позволяет себе расслабиться. Он не готов принять себя на более мягких условиях. (Как часто мне приходится наблюдать, что призыв работать над собой, меняться многие люди воспринимают, как установку относиться к себе ещё более жестко. То есть, ненавидеть себя ещё больше, если они не соответствуют своим божественным представлениям о себе. Люди попадают в замкнутый круг, не понимая, что внутриличностные изменения могут произойти лишь в том случае, если мы отпустим вожжи «коней привередливых», которые гонят нас на вершину славы и успеха. - И.К).


Ненависть к себе приводит к тому, что человек отдаляется от себя, перестает испытывать чувства к себе. Чтобы осознать, насколько он сам себя ломает, он должен хотя бы почувствовать свои страдания, пожалеть себя, проявить к себе сострадание. Он должен откровенно признать, что сам себя беспокоит и расстраивает.


Но для этого нужно осознавать ненависть к себе. К сожалению, ненависть к себе не осознается. Периодами, в минуты несчастья, человек может вдруг ясно осознать: «Я ненавижу себя», или «Я презираю себя». Но как только несчастье проходит, человек забывает о ней.


Однако, даже если ненависть к себе не осознается, то осознается результат ненависти к себе: чувство вины и неполноценности, чувство, что нас что-то сдавливает и терзает. (На одном из последних семинаров мужчина жаловался на приступы удушья. Так у него проявлялась ненависть к себе. - И.К.). Но мы можем ни в малейшей степени не осознавать, что сами терзаем себя, сами ценим себя так низко. Невротическая Гордыня не позволяет нам осознавать чувство собственной задавленности.


Ненависть к себе по всей своей сути - бессознательный процесс. В конечном счете, Гордыня отвечает за то, что человеку становится жизненно важно не осознавать ненависть к себе . Это главная причина того, что основная часть ненависти к себе выносится вовне: на жизнь, на других людей. Человек переживает этот процесс не как внутри себя, а как между собой и внешним миром. Жить с ненавистью к себе невыносимо, и чтобы ослабить внутреннее напряжение, человек разворачивает ненависть к себе наружу, и направляет её на судьбу, общественные институты или других людей.


На историческом материале Хорни приводит пример Гитлера, который ненавидел евреев, запугивал, и обвинял их во всякой грязи, унижал, поносил публично. Он грабил их, и отнимал все, что только можно, и как только можно, лишал их надежды на будущее, и в довершение прибегал к пыткам и убийствам. В более цивилизованной и замаскированной форме выражение ненависти можно наблюдать в повседневной жизни, в семьях, или между соперниками.


К. Хорни выделяет шесть видов действия основных выражений ненависти к себе и их непосредственное влияние на человека. Это безжалостные требования к себе, беспощадные самообвинения, презрение к себе, фрустрация себя, мучение себя и саморазрушение.


Остановимся подробнее на одном из них: безжалостные требования к себе.


Требования к себе человек предъявляет, чтобы переделать себя в Идеал. Внутренние предписания образуют систему принуждения, тиранию. Когда человек не может выполнить своих предписаний, у него могут возникнуть паника или шок.


Все фурии ненависти к себе срываются с цепи, когда он не может выполнить свои драконовские «Надо». Их можно сравнить с грабителем, который направляет револьвер на человека, говоря: «Отдавай всё, что есть, а не то продырявлю». Но вооруженный грабитель даже человечней. Ему можно уступить и тем самым спасти свою жизнь, а вот «Надо» неумолимы. Кроме того, пусть грабитель даже нас застрелит. Даже смерть кажется не такой жестокой, как пожизненное страдание от ненависти к себе. Цитата из письма одного человека: «Реальную суть человека душит невроз, чудовище Франкенштейна, задуманное для защиты. Небольшая разница - жить в тоталитарном государстве или в собственном неврозе. В любом случае всё закончится концлагерем, где вся штука в том, чтобы разрушить человека так, чтобы ему было как можно больнее».


«Надо» разрушительны по своей природе. Они надевают на человека смирительную рубашку и лишают внутренней свободы. Цель «Надо», как и любой политической тирании - истребить индивидуальность. Они создают атмосферу, когда любые личные чувства и мысли подозрительны. Они требуют, чтобы человек беспрекословно подчинялся, и при этом даже не знал бы что подчиняется.


Приведем в качестве иллюстрации три «Надо», которые действуют в условиях болезненной зависимости. «Я Должен быть достаточно велик, чтобы ни на что не возражать»; «Мне Надо заставить ее (его) любить меня»; «Я Должен пожертвовать абсолютно всем для «любви». Сочетание этих трех Надо действительно увековечивает пытку болезненной зависимостью. Другое частое Надо требует от человека полной ответственности за своих родственников, друзей, учеников, подчиненных и т.д. Ему Надо решить их проблемы. Что это подразумевает? Если что-то у них идет не так, как Надо, то по его упущению. Если друг или родственник чем-то расстроен, жалуется, критикует, недоволен или хочет чего-то, такой человек сразу превращается в беспомощную жертву, чувствует свою вину, и бросается непременно все уладить. При этом неважно, на самом ли деле что-то произошло по его упущению.


Человек может взваливать на себя задачи, губительные для всего его существования. Классический пример такого рода Надо «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Раскольников считает, что ему Надо убить человека, чтобы доказать себе свои наполеоновские качества. На самом деле, у Раскольникова чувствительная душа. Несмотря на то, что он недоволен устройством мира, ему противна даже мысль об убийстве. Но ему приходится замордовать себя до такой степени, что он становится способен его совершить. То, что он чувствует при этом, выражено в его сне о несчастной лошаденке, которую пьяный мужик пытается заставить тащить непосильно тяжелую телегу. Он по-скотски беспощадно хлещет ее кнутом и, в конце концов, забивает до смерти. Раскольников с глубоким состраданием рвется к лошаденке.


Это сновидение посещает его в то время, когда внутри него самого происходит страшная борьба. Он считает, что Должен быть в состоянии убивать, но это ему настолько мерзко, что он просто не может этого сделать. Во сне он видит ту бесчувственную жестокость, с которой заставляет сделать себя нечто невозможное, как невозможно для лошаденки утянуть воз с бревнами. Из глубин его существа поднимается сострадание к себе за то, что он учиняет над собой. Во сне он испытывает истинные чувства, ощущает себя более цельно с самим собой и решает никого не убивать. Но вскоре после этого наполеоновское Я снова берет верх, потому что в этот момент его реальное Я настолько же беспомощно против него, как надрывающаяся лошаденка против пьяного мужика.


Вспомним Евгения Онегина. Он ведь тоже не хотел убивать Ленского, понимал, что был неправ, когда отпускал на балу небрежные шуточки в адрес своего друга. Но вмешивается Гордыня , «старый дуэлянт», «злой и речистый сплетник», полагающийся, прежде всего на общественное мнение. Под воздействием Гордыни Онегин хладнокровно убивает Ленского.


Когда нарушается Надо, на человека обрушивается ненависть к себе . Если он оказывается не таким всезнающим или выручающим каким Надо, он начинает попрекать себя. Чаще он не осознает, что нарушил приказ Надо, но ни с того ни с сего ему становится нехорошо, муторно, он чувствует тревогу, усталость или раздражение.


Автоматически он защищает себя от осознания ненависти к себе. Он пытается смягчить тревогу приступами обжорства, запоями, беганием по магазинам. Или он может чувствовать, что стал жертвой других людей. Или будет испытывать раздражение.


Когда человек бессознательно начинает понимать, что ему не удастся жить, как Надо, он вдруг приходит в возбуждение и ударяется в дикую обиду на всех и на всё: родственники ездят на нем, шеф придирается, зубной врач изуродовал ему зубы, от анализа никакого проку и т. д.


Он начинает требовать настоятельного внимания к себе, или чтобы ему помогали на работе, или чтобы родные оставили его в покое, чтобы ему уделяли больше времени, чтобы в школе (институте) сделали для него исключение и т.д. Если ему делают замечание, что он слишком много хочет, то его враждебность усиливается. В его оскорбительных замечаниях можно услышать такой подтекст: «Ты, проклятая дура, не видишь, что-ли, что мне и правда что-то нужно?».


Чем сильнее осознание того, что жить, как Надо не получится, тем сильнее потребность жить, как Надо. Может оказаться, что сам того не зная, человек понимает, что просто не сможет добиться успеха в важных любовных отношениях, что он перегрузил себя работой, и при самых больших стараниях не сможет ее сделать, что проблемы поглощают его, и он не может разогнать их с помощью усилия воли. От такого понимания, в основном бессознательного, он впадает в панику, потому что считает, что Должен быть в состоянии преодолеть все эти неприятности.


Часто даже смутное понимание того, что жить, как Надо не получится, может привести человека в отчаяние. Поэтому он будет делать все для того, чтобы не осознавать невыполнимость своих требований.


И есть много путей для того, чтобы оставаться в неведении. Человек может в своем воображении представить, что живет, как Надо. Например, если «Мне Надо быть таким заботливым, поступать так то - и вот, я такой и поступаю так».


Есть и другие способы самообмана. Можно снизить порог осознания самого себя. Человек не будет осознавать своих собственных мыслей, чувств или действий. Он будет избегать осознания своих проблем. А можно вообще ощущать себя только как существо реагирующее. Это не он сам предъявляет требования к себе, это другие от него чего-то требуют. Жизнь в таком случае он воспринимает, как последовательные пинки и дергания, которые исходят из внешнего мира. Другими словами, вовне выносятся сами Надо.


Подытожим сказанное более общими словами. Любой человек, который оказался под властью тирании, выберет средства обойти её предписания. Бессознательно он начинает притворяться, и обманывать сам себя. Это помогает сдержать волну ненависти к себе . Но одновременно это ослабляет способность человека отличить ложь от истины, и, следовательно, фактически человек все дальше отдаляется от себя и над ним властвует Гордыня .


Требования к себе помогают личности гнать себя к Идеалу, отчуждают от себя, фальсифицируют непосредственные чувства и убеждения, и порождают бессознательную нечестность. Осознание своей неспособности исполнить требования развязывает руки ненависти к себе. Ненависть к себе становится мерой наказания за невыполнение своих Надо, то есть способом внушить человеку идею, что если он будет и дальше себя погонять и ненавидеть, то сможет стать сверхчеловеком.


Что же делать в таких условиях? Есть только два пути. Первый - признать, что требования к себе фантастические. Второй - продолжать требовать, чтобы жизненная ситуация изменилась так, чтобы ему не приходилось лицом к лицу встречаться со своей «неудачей». В возбуждении человек может выбрать второй путь, и тогда его жизнь превращается в бесконечную карусель требований.


Конечно, в работе над собой очень важно осознать, что именно первый путь - понимание невыполнимости своих претензий к себе - ведет к выходу из тупика. Спрыгните с карусели. Откажитесь от фантастических требований к себе, полюбите себя, и тогда к вам придет ощущение внутренней свободы.

И.И. Кранк.
http://www.cross-club.ru/nenavist_k_sebe.html

Основные ошибки новичка, это торопливость и невнимательность.
Андрей Осипов
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 6824
Зарегистрирован:
10 мар 2011, 08:12
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 133 раз.

Re: Гордость или гордыня. Величие или высокомерие.

Сообщение Сшонэ » 24 май 2011, 07:25

Господа и дамы, конечно же, а вы замечали, что гордость составляющая любви?
Именно гордость составляющая любви, а иначе почему любовь, что брошеная роза в пыли, когда кто-то об этом забывает?
Аватара пользователя
Сшонэ
****************
****************
 
Сообщения: 14095
Зарегистрирован:
28 сен 2005, 09:33
Благодарил (а): 271 раз.
Поблагодарили: 840 раз.
Блог: Посмотреть блог (1352)

Пред.След.

  • Похожие темы
    Комментарии
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Андрей Осипов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1