Самадхи – состояние безусловного единстваАвтор: Сати Мата Самадхи – это то, что не может быть выражено на уровне ума.
Для того чтобы понять, что такое самадхи, необходимо по меньшей мере начать медитировать. То есть, не думать, что вы медитируете, а действительно через концентрацию на объекте, постепенное отождествление с ним, входить в стадию созерцания, а затем полного единения.
Потому что без глубокого и неоднократного переживания подобного опыта сложно понять, какие бывают стадии самадхи. Да и, если говорить откровенно, они будут не нужны.
самадхи
Итак, первое, что вы должны вспомнить, – это что такое самьяма. Понимая процесс самьямы, вы будете знать, что дхарану, дхьяну и самадхи по сути нельзя рассматривать в отдельности друг от друга, так как одна переходит в другую и является всем одновременно. То есть, если концентрация доведена до совершенства, медитация однозначно произойдет, а вот ее глубина будет зависеть от вашего терпения. Глубина медитации и есть самадхи.
Самадхи – это единение со своим Истинным Я, состояние целостности, духовной реализации. Существует множество разновидностей этого состояния: савикальпа, нирвикальпа, лайя, дхьянайога, нада, расананда, раджа, бхакти, махабхава, джанада самадхи. Кроме того, в некоторых йогических школах один и тот же опыт самадхи имеет различные названия.
......................................................
Итак, «существуют две характеристики самадхи: одна – сияет один объект — и вторая – нет осознания процесса или себя».Самадхи – это не транс и не экстаз, это нулевое состояние сознания, в котором нет никаких флуктуаций. Ни личности, ни мысли.Что такое флуктуация?
Самадхи – это отсутствие флуктуаций.В переводе «флуктуация» означает «колебание», любое случайное отклонение какой-либо величины. В случае с самадхи этой величиной является абсолютный покой, а отклонение – колебания ума. ....................
Санкальпа и викальпа играют важную роль в «жизни йога». Ведь в момент самадхи и то и другое особо важны.
Эти два слова образуются из корня «кальпа» — «восприятие», «действие», «создание» — и имеют много значений в зависимости от ситуации. По сути и санкальпа и викальпа – это флуктуации в контексте самадхи «высшего духовного оттенка».
Санкальпа – это одухотворенная сила, намерение, якорь, образ, возвращающий вас в состояние осознанности во время медитации – именно благодаря санкальпе мы достигаем самадхи. Санкальпа – это инструмент, предназначенный для очищения воли, а также для концентрации и гармонизации ума и тела.
Викальпа – это идея, «колебание сознания», фантазия, воображение, которое скорее «соблазняет наш ум на пути к самадхи», предлагая ему различные красивые сюжеты, отвлекая нас от Истины.
Викальпа – это ментальная проекция, интерпретация разума.................................................
Санкальпа – это установка в сознании, позволяющая войти в осознанное созерцание и раскрыть свое естественное состояние. В йоге санкальпой может являться концентрация на символ (янтру), мантру, образ, который является неким якорем, помогающим удерживать однонаправленную внимательность к океану естественного состояния и возвращать осознанность, когда она потерялась. ..............
.........Викальпа – это составляющая часть санкальпа самадхи.
Согласно йога-сутрам Патанджали, на ум (читту) воздействуют Вритти (вритти – колебания ума), которые и являются причинами страданий человека, вызывая беспокойство ума. Существует пять типов таких Вритти, которые по сути и есть пять типов проявления нашего ума, проецирующих различные формы в мир:
1. Прамана – правильное знание, правильные идеи.
2. Випарьяя – неправильное, ложное знание.
3. Нидра – сон.
4. Смритьях – память, воспоминания, сохраненные от пережитого опыта.
5. Викальпа – воображение.
Окончательная цель йоги — сделать так, чтобы ум, или сознание, были лишены всех своих форм, чтобы сознание оставалось безымянным и бесформенным........................................
.........В переводе с санскрита «викальпа» означает «фантазия», «воображение», «ментальная конструкция», «отвлекающие мысли». Викальпа – это ментальная проекция, интерпретация разума. Разум всему дает объяснение, даже если это таковым не является....................
Есть интересная
цитата святого Феофана: «В естественном порядке наших сил на переходе извне вовнутрь стоит воображение. Надо благополучно миновать его, чтобы попасть на настоящее место внутри. По неосторожности можно застрять на воображении и думать по незнанию, что ты зашёл внутрь, тогда как это преддверие, и застреванию всегда сопутствует самопрельщение. Самый простой закон для молитвы – ничего не воображать! До тех пор, пока наше помышление о Боге несовершенно, оно связано с какой-либо формой. Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божьих. Стой в сердце с верою, что Бог есть тут же, а как есть – не соображай!». .........................................................
В «Хатха йога Прадипика» сказано: «Самадхи – это либо савикальпа, либо нирвикальпа.
Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью.
Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи
существует высшее осознавание, но четыре основных викальпы остаются. ....................
Я сократила часть текста, полностью -
http://himalayan.academy/?p=22294 Вам помочь или не мешать?...