Когда кто то проходит порог дома, возникает разногласие. «Он все ещё остаётся там», говорят одни. «Он не существует тут» говорят другие. В чем секрет этой великой тайны?

Модератор: Mit
Однажды мы сидели в комнате Дэдэ и пили кофе, когда он повернулся ко мне и сказал что-то по-турецки. — Дэдэ говорит, что тебе надо научиться вращению, — проинформировал меня Фарид. После этого старик взмахнул рукой, показывая, что я должен встать на полу в центре комнаты. Достаточно смущенный, я встал, и Дэдэ описал рукой несколько кругов в направлении против часовой стрелки, показывая, в какую сторону я должен вращаться.
— Дэдэ говорит, что ты должен начинать вращение очень медленно. Он говорит, что ты должен скрестить руки на груди так же, как ты это делаешь при входе в музей. Ты понимаешь?
Я скрестил руки, как меня учили, поместив правую руку на свое левое плечо, а левую руку на правое.
— Дэдэ говорит, что ты должен вращаться, сохраняя руки в таком положении, в каком они находятся сейчас. Пожалуйста, попробуй.
С максимально возможной грацией я совершил вращение налево. Я повернулся всего два или три раза, и у меня так закружилась голова, что я был вынужден остановиться. Это вызвало у них невероятное оживление, и Дэдэ начал опять говорить.
— Видишь ли, — переводил Фарид, — важно, чтобы ты сконцентрировался на центре груди, здесь, — он показал на мою грудь. — Если ты не отметишь здесь для себя центр, то у тебя закружится голова, и ты упадешь. Только если ты находишься в верном месте, ты можешь правильно вращаться. Левая нога никогда не должна отрываться от пола. В старину, когда учили вращению, между большим и вторым пальцем ноги вбивался большой гвоздь, и обучаемый вращался вокруг него, чтобы левая нога не отрывалась от пола. Это делалось для того, чтобы показать, что работа настоящего Дервиша здесь, на этой земле. В Коране сказано: «Гордо стой в этом мире, но кланяйся в следующем». Ты должен балансировать между этим миром и тем, что придет. Сейчас попробуй еще раз.
Сконцентрировавшись, как мог, в центре груди, я закрыл глаза и попытался вращаться, твердо поставив левую ногу на пол.
— Нет, открой глаза, пожалуйста.
Я начал снова и обнаружил, что с открытыми глазами гораздо легче.
— Теперь ты должен научиться так поднимать правую ногу, чтобы она заходила за левую, а затем ты должен опускать ее с другой стороны левой ноги. Как будто твое тело вращается туда, куда ты ставишь свою ногу. Это трудно, и тебе придется долго учиться.
На этот раз, сосредоточившись на том, куда я ставлю ногу, я потерял равновесие и совершенно забыл сконцентрироваться в сердце. У меня закружилась голова, я подумал, что сейчас мне станет дурно, и резко сел. Дэдэ несказанно наслаждался, покатываясь со смеху. Затем он сказал что-то Фариду.
— Дэдэ говорит, что он исполнит вращение для тебя, но он старый человек, поэтому его руки уже не двигаются как надо. Он говорит, что если ты хочешь учиться, его сын научит тебя, но потребуется не меньше шести недель напряженной работы. Тогда, возможно, ты отправишься в Англию и научишь их вращению.
Старик медленно поднялся на ноги. Он подошел к шкафу в углу комнаты, наклонился и вынул оттуда черное одеяние и высокую шапку из бежевого фетра. Отдав шапку Фариду, он разложил одеяние перед собой и поцеловал его, прежде чем надеть на себя. Фарид вернул ему шапку, и он медленно вышел на середину “комнаты. Затем он скрестил руки, низко поклонился и очень медленно начал вращаться. Совершенно без усилий, идущее легко, его вращение напомнило мне лодку, которая поворачивается по течению реки, несущей свои воды к морю. Потом понемногу движение становилось все быстрее и быстрее, пока в одно мгновение он не раскинул свои руки так, что правая рука была поднята ладонью вверх, а левая указывала на землю. Он был необыкновенно красив, как распускающийся безупречный цветок. Его левая нога не отрывалась от пола, и хотя его руки были подняты не так высоко, как у молодого Дервиша, которого я видел в свой предыдущий приезд в Конью, в его движениях была такая мягкая грациозность, что мы оба, Фарид и я, были тронуты. Голова Дэдэ была немного склонена влево, его глаза были открыты, но его взгляд был рассеян в пространстве. Он кланялся в другом мире, но его тело вращалось в этом. Когда он остановился, то поклонился еще раз, а потом, сняв свое одеяние и опять поцеловав его, он отдал платье и шапку Фариду и спокойно сел.
— А теперь, — сказал он, — я немного расскажу тебе о вращении. Во время перевода он часто перебивал Фарида, чтобы тот объяснил как можно яснее, и требовал, чтобы ему были переведены все мои замечания.
— Это получается так, — сказал он. — Когда ты вращаешься, то ты делаешь это не для себя, а для Господа. Мы вращаемся таким образом, чтобы Свет Господа мог дойти до сердца. При вращении ты выполняешь роль канала, свет приходит через правую руку, а левая рука несет его в этот мир. Это то, что вы на Западе называете «алхимией», потому что если ты верно концентрируешься в своей молитве к Господу, то ты приносишь необходимую жертву. Таким путем свет, который содержит в себе безупречный порядок, может пройти насквозь к земле. Мы вращаемся для Господа и для мира, и это самая прекрасная вещь, какую только можно вообразить.
Если ты спокоен и пребываешь в состоянии молитвы, когда ты вращаешься, то ты предлагаешь всего себя Господу, а потом, когда твое тело вращается, то в центре тебя остается полностью неподвижная точка. Зная, что существует только Он, ты можешь ощутить, что вселенная вращается вокруг этого центра. Когда ты вращаешься, то все звезды, все планеты и бесконечные вселенные вращаются вокруг этой неподвижной точки. Небеса отвечают; и все невидимые царства присоединяются в танце. Иисус сказал: «Пока не начнешь танцевать, не узнаешь, какая комета пролетит». Вот почему мы вращаемся. Но в мире не понимают. Они считают, что мы вращаемся, чтобы войти в какое-то состояние транса. Действительно, иногда мы входим в состояние, которое вы называете экстазом, но это происходит только тогда, когда мы знаем и осознаем одновременно. Мы не кружимся для себя.
В наши дни медитационная практика вращающихся дервишей потеряла своё исходное предназначение. Сегодня это в первую очередь красивое и завораживающее шоу, служащее для привлечения туристов. Однако истинный смысл этого необычного занятия совсем в ином.
Когда-то, довольно много лет назад, я прочитал об этой практике у Гурджиева. Кажется, она упоминалась также где-то у Ошо. Я уже не помню, что конкретно писали Гурджиев и Ошо, но смысл был в том, что в суфизме техника непрерывного длительного вращения использовалась для достижения состояния высшей осознанности, проявления глобального Сознания. (Поизучав эту тему в Интернете, я узнал, что состояние, обозначаемое в санскрите словом “самадхи”, в суфизме называется “Амаль”, “Хахут” или “Халь”. Хотя, к примеру, арабское слово عمل (амаль, с ударением на первом слоге) в своём обычном употреблении имеет значения “работа”, “труд”, “действие”, “занятие”, “дело”, “практика”, “творение”, “произведение”.) Однако каких-либо подробностей, деталей этой техники ни Гурджиев, ни Ошо не раскрывали.
Я сам, в своей ежедневной практике хатха-йоги давно уже выполняю подобное упражнение — вращение вокруг своей оси с разведенными в стороны руками. Но делал я его всегда без какой-либо привязки к медитационной практике — лишь как упражнение на устойчивость и равновесие с целью тренировки и развития вестибулярного аппарата. Главное в этом упражнении — ощутить и удерживать свою ось, вокруг которой происходит вращение. Обычно я делаю 40-50 оборотов, добиваясь стабильного вращения и поддерживая его в течение некоторого времени. Могу вращаться и дольше, но в этом уже нет особого смысла — во всяком случае, если ориентироваться на те цели, которые я преследую, выполняя данное упражнение.
Однако сегодня это упражнение вдруг принесло совершенно иной, неожиданный результат — именно тот, которого добивались суфии, практиковавшие подобную технику. И я мгновенно осознал истинный смысл этой техники, а также правильный способ её выполнения.
К моему большому удивлению, техника вращения вокруг своей оси оказалась весьма действенной в отношении достижения состояния, к которому стремятся все ищущие. И человек, придумавший или случайно открывший эту технику, поистине гениален! Вот только выполнять эту технику нужно правильно, с правильным пониманием, что, как и для чего делается и почему делается именно так, а не иначе. В противном случае результата не будет.
Итак, в чем смысл этой техники, в чем ее цель? Цель в том, чтобы заставить человека сосредоточиться в своём духовном центре — в сердце (точнее, в сердечной чакре) — помочь ему сосредоточиться, сосредоточить своё внимание и всё своё существо в сердце, помочь ему найти, обнаружить свой духовный центр. И для этой цели данная техника подходит как нельзя лучше. Если выполнять её правильно, найдя и удерживая свою ось вращения, которая проходит как раз через сердечную чакру, то сосредоточение происходит само собой, само вращение способствует этому. При этом совершенно реально в какой-то момент обнаружить, осознать свой главный духовный центр, что приведет к его раскрытию и проявлению (вхождению в вас через него) глобального Сознания.
Таким образом, главное условие правильного выполнения техники вращения — найти и удерживать свою ось, ось вращения, максимально сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись не где-то в неком непонятном месте, а в своём духовном центре, в сердце. При этом само вращение, сам процесс его удержания, удержания оси вращения помогает сосредоточению (причем, опять-таки, в правильном месте — в духовном центре), помогает достижению однонаправленности ума, что в итоге способствует выполнению техники входа в самадхи, описанной мною ранее. (Кстати, рекомендую обратить внимание, что технику сосредоточения в своём духовном центре практикуют и исихасты, да и многие приверженцы других учений и духовных практик. Только средства для выполнения этой техники они используют иные.)
Давайте посмотрим теперь, как выполняют эту технику, так сказать, профессионалы, участвующие в представлениях, устраиваемых для туристов (если кто-то заинтересуется, то без труда найдёт на YouTube еще много подобных видеоклипов).
Не хотелось бы заниматься критиканством, но из приведенных примеров видно, что участвующие в представлениях танцоры (практикующими их вряд ли можно назвать) выполняют технику вращения неправильно, без понимания её сути и смысла решаемых с её помощью задач. Во-первых, они не следят за тем, чтобы ось их вращения проходила именно через сердце (точнее, через центр груди, сердечную чакру). Более того, они зачем-то склоняют головы, чем нарушают вращательную симметрию, способствуя уводу оси вращения в сторону от сердечной чакры. Во-вторых, они явно не сосредоточивают своё внимание в сердце — и похоже, что они не сосредоточивают своё внимание вообще нигде, их нет “здесь и сейчас”, они блуждают неизвестно где (об этом см. также в темах “Еще раз об отождествленности” и “Принципы работы с телом”), по причине чего никогда не смогут найти то, что ищут (если, конечно, они вообще что-то ищут).
Вся прелесть техники вращения (разумеется, при её правильном выполнении) — в том, что она помогает вам быть “здесь и сейчас”, сам процесс выполнения вращения и удержания своей оси вращения способствует этому. В процессе выполнения этой техники вы автоматически сосредоточиваетесь, автоматически приобретаете однонаправленность ума, автоматически отождествляетесь со своим духовным центром — а дальше всё! — техника входа в самадхи выполнена!
Я не призываю вас всех сейчас же бросить всё и начать выполнять эту технику. Возможно, кому-то она не подойдёт, возможно, у кого-то что-то не получится. Но как одну из методик — причем весьма успешных методик достижения искомого состояния — эту технику применять можно и нужно. Конечно, делать сразу 50 или более оборотов не следует, начинать надо с малого — тем, кто никогда не вращался, для начала хватит и трёх-пяти оборотов, чтобы закружилась голова и вас, что называется, “повело” и начало мутить. Делайте столько оборотов, сколько сможете. Постепенно, по мере роста тренированности, сможете начать наращивать количество оборотов. Однако не торопитесь это делать. Увеличивать число оборотов можно лишь тогда, когда вы почувствуете, что прежнее число оборотов даётся вам совершенно легко, не причиняя никаких неприятностей, а главное — то, что вы выполняете своё вращение совершенно осознанно, будучи “здесь и сейчас”, осознавая себя в каждый момент вращения и, что не менее важно, найдя и удерживая свою ось, сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись именно в своём духовном центре, в сердечной чакре. Ну и, разумеется, следует поддерживать строго вертикальное положение тела, без каких-либо отклонений головы или чего-то иного, чтобы ось вращения проходила строго через через ваш сердечный духовный центр.
Выпрямите спину и голову, удерживайте тело строго вертикально, разведите руки горизонтально в стороны (это поможет вращению) и начинайте потихоньку вращаться. Направление вращения, на мой взгляд, не играет никакой роли, вращайтесь в ту сторону, в которую вам удобно. Дервиши вращаются всегда против часовой стрелки, лично я вращаюсь всегда по часовой стрелке, мне так удобнее с точки зрения удержания оси вращения, хотя это исключительно дело привычки. Не стремитесь к высокой скорости вращения — это совершенно неважно. И не стремитесь сразу вращаться долго — это также не принесет желаемых результатов. Выполнять эту технику нужно легко и непринужденно, а это достигается только тренированностью. Понятно, что люди, никогда не занимавшиеся подобной практикой, свою ось вращения вряд ли почувствуют сразу. Это также достигается длительной практикой и тренированностью. Но со временем это у вас обязательно получится. И при правильном подходе через год-другой практики выполнения данной техники вполне можно надеяться на появление каких-то результатов.
А-33-Я писал(а):Вопрос по вращению сюда?
Сейчас этот форум просматривают: Andrew Lever, Claude [Bot], Yandex [Bot], Йайа и гости: 0