ГазельЯзык математики - арабский. А язык поэзии - персидский. В переводе с персидского, газель значит “
воспевать женщину”.
Газель - это форма любовного стихотворения или оды, берущая свое начало в арабской поэзии. Газель можно понимать как поэтическое выражение боли потери или разлуки и красоты любви, несмотря на эту боль.
Герой газели стремится слиться с предметом своего желания, преодолеть разделяющую их пропасть, но это противоречие никогда не разрешается. Именно эта особенность придает газели черты сжатой пружины - высочайшего эмоционального напряжения. И всё это не о страхах, а о любви. Именно в этом — секрет её высочайшего эмоционального, психологического, философского напряжения. Лирический герой, от имени которого написана газель, противопоставляется «ей», «ему» (возлюбленной, судьбе, горестям мира, властителю). Но при этом в персидском языке нет грамматической категории рода.
Я в этот мир пришел, в тебя уже влюбленным,
Заранее судьбой на муки обреченным.
Ищу с тобою встреч, ищу, как озаренья,
Но гордость не могу забыть ни на мгновенье.
О смилуйся и скинь густое покрывало,
Чтоб сердце пало ниц и бога потеряло!
Отбрось надменность прочь, лицо приоткрывая,
Чтоб гордость вознесла меня в обитель рая.
И если ты меня не удостоишь взглядом,
Покину этот мир, что стал при жизни адом.
Нет, сердца никому не дам пленить отныне,
Чтоб жить в его плену отшельником в пустыне.
И что же услыхал Хосров в ответ на стоны:
"Придет и твой черед, надейся, о влюбленный!”
- Амир Хосров Дехлеви
Форма газели является древней, ее истоки восходят к арабской поэзии VII века. Газель распространилась в Южную Азию в XII веке из-за влияния суфийских мистиков и дворов нового исламского султаната, и в настоящее время она является наиболее заметной формой поэзии на многих языках Индийского субконтинента и Турции.
Газель обычно состоит из пяти-пятнадцати двустиший, которые независимы, но связаны - абстрактно по своей теме; и более строго в их поэтической форме. Структурные требования газели схожи по строгости с требованиями сонета Петрархана.
Сонет разделен на две строфы: «октаву» или «октет» (из 8 строк) и «секстет» (из 6 строк), всего 14 строк. Октава обычно вводит тему или проблему, используя схему рифм ABBAABBA. Секстет обеспечивает разрешение стихотворения и различные рифмы, но обычно следует схемам CDECDE или CDCCDC.
По стилю и содержанию, благодаря своей очень инклюзивной природе, газель оказалась способной к необычайному разнообразию выражения вокруг своих центральных тем любви и разлуки.
