БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ЙОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИДаже без технологии биологической обратной связи периодически появлялись некоторые индивидуумы, показавшие способность управлять своими внутренними органами и физиологическим состоянием. Например, в лабораториях Фонда Меннингера Джек Шварц, называющий себя «западным суфием», продемонстрировал свою способность провести металлический шип через бицепс и удалить его, не испытывая кровотечения из руки и, по-видимому, без боли. Последующие обследования показали, что оставшиеся отверстия в значительной степени зажили и во многих случаях полностью исчезли в течение нескольких дней. Принимая во внимание то, что было изучено о способности контролировать внутренние состояния с помощью биологической обратной связи, неудивительно, что может развиться способность сужать кровеносные сосуды и предотвращать кровотечение. Все, что потребуется, - это научиться «настраиваться» на тот уровень осознания, на котором отражаются внутренние состояния. Тогда у человека есть собственная внутренняя «биологическая обратная связь», и он может контролировать свои кровеносные сосуды. Другими словами, «непроизвольные системы» могут стать «добровольными», когда будет получен доступ к внутренним сигналам.
С этой точки зрения, «аура магии», окружающая сообщения об удивительном контроле над телом йогов, улетучивается, и такие подвиги кажутся гораздо менее «чудесными». Если это правда, что с помощью йоги человек учится отключать внешние отвлекающие факторы, фокусировать внимание внутрь и осознавать внутренние состояния, тогда, принимая во внимание то, что мы теперь знаем, было бы неудивительно, если бы йоги также показали способность контролировать свое дыхание, частоту сердечных сокращений или обмен веществ. С точки зрения исследований биологической обратной связи, это кажется, уместно по-новому взглянуть на «подвиги» йоги.
«Остановка сердца» - это один из подвигов йогического самоконтроля, который привлек много внимания. Его изучали в течение нескольких десятилетий, начиная с 1935 года, когда французский кардиолог Тереза Бросс взяла портативный электрокардиограф в Индию и записала ЭКГ нескольких йогов, которые пытались контролировать свое сердце. Один из ее опубликованных отчетов был интригующим и вызвал большой интерес. Она сделала запись, которая явно указывала на то, что данному йогу удалось полностью остановить свое сердце.
В начале пятидесятых годов из индийского медицинского колледжа поступил отчет о наблюдениях за 34-летним практикующим йогом, который называл себя Рамананда Йоги. При рентгеноскопии его сердце показало «прекращение пульсации», когда он попытался «остановить» его. Однако авторы признали, что при более внимательном рассмотрении было обнаружено «очень легкое мерцание, распространяющееся по границе на левой верхушке сердца».
В 1961 году три исследователя из Индийского института медицинских наук в Нью-Дели изучили четырех «йогов», которые утверждали, что могут останавливать или замедлять сердце. Один, 37-летний мужчина, который изучал йогу около пяти лет, случайно обнаружил способ снизить частоту сердечных сокращений. Приняв особую позу, которую он изобрел, он смог на короткое время замедлить сердцебиение до частоты от сорока до пятидесяти ударов в минуту. Иногда интервал между двумя ударами увеличивался до трех секунд. Другой подопытный показал некоторое ослабление пульса и уменьшение количества сердечных тонов, слышимых через стетоскоп, но электрокардиограмма показала незначительное изменение или отсутствие изменений в его частоте сердечных сокращений.
Третьим субъектом этого исследования был Шри Т. Кришнамачария, тот самый джентльмен, который «остановил свое сердце» для доктора Бросса в 1935 году. В то время электрокардиограмма была сделана только с одним «проводником» или электродом, прикрепленным к телу. На этот раз было использовано более современное оборудование с несколькими проводниками. Уже пожилой джентльмен повторил свой маневр. Было очевидно, что его сердце «наклонилось» в грудной полости в результате мышечных сокращений и что изменение его положения привело к исчезновению записи от электрода 1, которое использовал доктор Броссе. Но другие электроды продолжали регистрировать сердцебиение, как и раньше. Был сделан вывод, что, если бы д-р Бросс пользовалась более современным оборудованием, она бы не сообщила о остановке сердца.
Четвертым субъектом этого эксперимента был Рамананда Йоги, чье сердце ранее наблюдали под рентгеноскопией. По этому поводу была сделана электрокардиограмма, и было зафиксировано лишь небольшое и незначительное замедление.
Именно такие результаты привели исследователей в этой области к выводу, что «эта область, которая когда-то казалась столь многообещающей для того, чтобы пролить свет на психосоматические проблемы, вряд ли вообще сможет это сделать». Более пристальное изучение подвигов контроля часто показывает, что они более кажущимися таковыми, чем реальны.
Однако ученые, изучающие йогу, неоднократно отмечали, что одна из их главных трудностей - найти «квалифицированных йогов». Исследовательская группа в Нью-Дели упомянула, что они смогли найти только четырех практикующих йогу, которые утверждали, что могут останавливать сердце, и ни один из них не оказался в состоянии это сделать.
Другие исследователи различают тех, кто является подлинными йогами, изучившими различные аспекты обучения йоге до более высоких состояний осознания, и теми, кто работает только с определенными аспектами йоги, такими как физические позы. Человек этого последнего типа «просто выполняет несколько йогических упражнений; он не занимается йогой в строгом смысле этого слова». В Индии также есть те, кто никогда серьезно не практиковал какую-либо часть йоги, но, тем не менее, называет себя «йогами». Есть «фальшивые йоги»; они - внештатные исполнители уличной сцены Индии, которые с помощью своей ловкости рук и умных трюков извлекают выгоду из легенд и традиций, которые выросли вокруг тех, кто был более образован.
Редко можно найти йога, который может продемонстрировать некоторые свидетельства достижения высокоразвитой чувствительности и способности контролировать внутренние состояния, который готов подвергнуться лабораторному тестированию своего физиологического контроля. Один из авторов этой книги, Свами Рама, недавно прошел обучение в исследовательских лабораториях Фонда Меннингера. В серии экспериментов он продемонстрировал способность изменять свой график ЭЭГ. Более того, он смог создать разницу температур в десять градусов по Фаренгейту между двумя сторонами ладони.

В другом эксперименте он вызвал состояние трепетания предсердий, во время которого сердце перестало перекачивать кровь на семнадцать секунд. Этот промежуток времени был короче, чем планировалось, поскольку исследователи были настолько встревожены этим часто фатальным состоянием, что резко прервали эксперимент, попросив Свами вернуть его сердце в норму.
Экспериментаторы были удивлены тем, что вместо того, чтобы остановить его сердце, Свами фактически увеличил его скорость до такой степени (300 ударов в минуту), что оно не перекачивало кровь (поскольку желудочки остановились, а предсердия просто трепетали). Таким образом, воздействие на кровеносную систему было таким же, как если бы сердце полностью перестало биться.

В недавнем отчете описывается использование той же техники для управления сердечной деятельностью другим индййцем. В этом эксперименте йог Сатьямурти был заключен в изолированную камеру медицинского института в Индии. Активность сердца контролировали с помощью современного электрокардиографа с двенадцатью элетродами. Сначала наблюдалась высокая скорость 250 ударов в минуту, подобная той, что была в записи Свами Рамы. Однако в этом случае эксперимент не был прерван, и в конце концов, к удивлению исследовательской группы, «на записи ЭКГ появилась прямая линия». Это сохранялось в течение длительного периода, но в назначенное время «электрическая активность вернулась». Исследователи были «озадачены и сбиты с толку». Они ожидали некоторой тахикардии (замедления) и возможных признаков снижения подачи кислорода к стенке сердца.
«... но, напротив, была сильная тахикардия с полным исчезновением всех осложнений. Любая приборная неисправность была исключена путем тщательной проверки аппарата, а также самопроизвольного появления ЭК… Отключение электродов йогом, вполне вероятное объяснение, должно было вызвать значительные электрические помехи, но их не было. Позже мы пробовали всевозможные манипуляции с электродами, чтобы имитировать то, что мог бы сделать йог… (несмотря на полную темноту и его незнание техники ЭКГ), но в каждом случае наблюдались заметные беспокойства. Поэтому, хотя очевидно трудно поверить, что йог мог полностью остановить свое сердце или снизить его электрическую активность ниже регистрируемого уровня, у нас все ещё не было удовлетворительного объяснения первой записи ЭКГ".
Те, кто может продемонстрировать контроль над такими внутренними процессами, не являются ни ложными йогами, ни теми, кто практикует только физические позы и упражнения, хотя именно они чаще всего становятся доступными для лабораторных исследований. Чтобы достичь уровня сознания, позволяющего такой контроль, различные аспекты личности должны быть тщательно обучены и постепенно интегрированы: тело, ум и то сознание, которое выходит за рамки обычных психических состояний, должны быть приведены в гармоничную координацию.
Это не просто научиться управлять органом. Фактически, тренировка с биологической обратной связью, при которой изменяется отдельная физиологическая функция, может иметь серьезные недостатки. Например, изменение одного аспекта системы без осознания того, как она взаимодействует с другими системами организма или с разумом, может быть, по словам Эрика Пепера, нынешнего исследователя биологической обратной связи, «бесполезным и, возможно, вредным». Он олицетворяет недавнюю, более трезвую оценку ценности биологической обратной связи, когда предлагает, чтобы ее клиническое использование было «интегрировано с различными методами, такими как: психоаналитические техники, обучение релаксации, гештальт, семейное консультирование, гипноз, формирование поведения, консультирование по вопросам трудоустройства». и т. д.» Он добавляет :«Чтобы добиться успеха, пациенту, возможно, придется изменить свои привычки или образ жизни, чтобы обрести здоровье... Чтобы пациент выздоровел, он должен иметь возможность расти во всех измерениях».
Такой комплексный подход - традиционная характеристика занятий йогой. Хотя он похож на биологическую обратную связь по своему потенциалу для развития физиологического контроля, он подчеркивает более целостный подход к человеку. В философии йоги физическое тело рассматривается только как один уровень существования. Есть и другие, начиная с грубого физического, ментального и заканчивая более высокими состояниями сознания. Речь идет не только о регулировании физического тела, но и о регулировании разума и промежуточных уровнях функционирования.
Помимо работы над прямым контролем тела, можно подойти к нему со следующего, высшего уровня организации, который включает изучение и регулирование того, что в йоге называется энергией или праной.