Йога и психотерапия. Эволюция сознания.

Модератор: Mit

Куратор темы: Mit

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:16

Ахамкара или “Я-ориетация" и западная концепция Эго.

Ахамкара, которую мы назвали "Я-ориентацией", часто переводится как "эго". Это сбивает с толку, поскольку термин “эго” используется во многих разных трактовках в современной психологии, ни один из которых не эквивалентен йогической ахамкаре. В сознании западного обывателя слово “эго” ассоциируется с такими терминами, как "эгоистичный" или "эго-трип" — с поведением, которое демонстрирует преувеличенное чувство собственной важности. Но среди психологов и психиатров эго имеет совсем другое значение.

Например, Фрейд и более поздние психоаналитики рассматривали эго как возникающее из недифференцированной матрицы импульсов, инстинктов, восприятий и двигательного аппарата разума младенца. Природа этой массы функций, по их словам, заключалась в том, чтобы действовать импульсивно и более или менее рефлексивно в попытке получить немедленное удовольствие. Однако та часть, которая находилась в контакте с внешним миром, развила понимание требований, предъявляемых окружающей средой, и стала выступать в качестве своего рода посредника. Она пришла, чтобы обеспечить компромисс между внутренними желаниями и импульсами и нуждой и требованиями внешнего мира. Этот “руководитель” ума называется эго. Таким образом, первоначально эго рассматривалось как та сила разума, которая защищает индивида от подавления внутренними желаниями и импульсами или требованиями внешнего мира. Это считалось аспектом разума, который защищал целостность “Я” с помощью различных защитных механизмов.

Однако по мере того, как становилось все больше известно о психическом функционировании, психоаналитики поняли, что интеграция поведения и координация психических функций - это нечто большее, чем защитные маневры. Проявились многие позитивные интегрирующие способности разума, и концепция эго была расширена, включив в нее такие “бесконфликтные” функции, как восприятие и язык. Постепенно функции, приписываемые эго, были увеличены и расширены до такой степени, что само понятие сильно изменилось, потеряв свою первоначальную точность. Однако она по-прежнему определялась в основном с точки зрения социальной адаптации. Эго означало определенный диапазон "Я": то, что функционально и продуктивно в контексте требований, предъявляемых культурой человека.

Ахамкара - это более широкое понятие, чем эго. Оно охватывает целый спектр "Я-ориентации", начиная с того, что лежит в основе усилий низшего животного по поддержанию своей целостности в рамках нормального развития эго и, как мы увидим, даже за его пределами. Однако ахамкара также более ограничена в своих функциях, которые она охватывает. Это не активный агент, принимающий решения и производящий мысли, как эго западной психологии. Это просто границы "Я". Это линия, отделяющая “я” от “не-я”. Это свойство индивидуализации. В психологии йоги именно манас порождает мысли. Именно буддхи принимает решения. Все это, однако, включено в западный термин "эго".

Несмотря на то, что эго подразумевает определенный диапазон "Я", некоторые авторы по психологии на Западе говорили о ранних стадиях развития эго, где "Я-ориентация" плохо определена (например, Салливан, Кляйн, Лэйнг). Эриксон и, в значительной степени, психологи-гуманисты, такие как Маслоу, даже говорят о более продвинутых стадиях развития эго, когда человек может на мгновение “потерять себя” в переживаниях, которые выходят за рамки чувства индивидуальной идентичности. Но во всех случаях термин "эго" несёт в себе определенный минимальный, культурно определенный смысл “Я”. "Эго" подразумевает определенные правила работы. Он мыслит логически и последовательно. Эго означает “Я” в повседневном, обыденном смысле: это адаптивное, компетентное, обладающее здравым смыслом "Я", которое действует в мире конкуренции и достижений.

Когда предпринимается попытка распространить способ мышления об уме, основанный на этом диапазоне Я, на работу с состояниями, которые менее развиты или более развиты, возникают трудности. Условия, похоже, нарушаются. Именно при обсуждении самых ранних стадий развития ребенка или более тяжелых психозов психологи становятся наиболее непонятными. Расширение концепций, основанных на изучении диапазона Я эго, для решения этих областей проблематично. Аналогичным образом, распространение эго-ориентированных концепций на состояния медитации или трансперсонального опыта неизбежно было неудачным, так что религиозная мысль и психология сочли общение неудобным и не смогли найти общую площадку для встреч.

Современная психология построена вокруг концепции определенного уровня Я-ориентированности (эго) как базовой данности. Психология - это изучение ума, и обычно под этим понимается ум отдельного, индивидуализированного человека. Когда этот ум входит в состояния, в которых его индивидуальность отброшена или отделенность переросла, он перестает быть “умом” в обычном смысле этого слова, и концепции западной психологии оказываются неадекватными.

Нам трудно оценить ум младенца. Говоря о работе, проделанной психологами на самых ранних уровнях развития, Роберт Уайт говорит: “Большая часть работы над этими концепциями была написана языком, который предполагает различие [между собой и другими] даже в очень раннем возрасте, возможно, потому, что взрослым так трудно представить, как все было бы, если бы опыт был недифференцированным в этом фундаментальном отношении”. Мы оказываемся неспособными понять природу опыта, в который погружен недифференцированный младенец. Существование в состоянии, когда нет последовательной Я-концепции, ошеломляет. Если бы “Я-ориентрованность” была резко сужена, то из этого последовало бы, что "не-Я", мир, также был бы совершенно другим. Представить себя не самим собой в мире, который не является привычным миром, - это больше, чем мы можем себе позволить!

Те психологи, которые отважились заняться этой областью, часто оказываются неправильно понятыми. Их труды, по понятным причинам, сложны. Концепции Мелани Кляйн, Гарри Стэка Салливана и других теоретиков, которые пытались концептуализировать переживания отсутствия эго, обычно либо неправильно истолковывались, либо просто отвергались как непонятные. Аналогичным образом, те переживания, которые включают добровольное преодоление эго для достижения состояний сознания, в которых "Я" является более всеобъемлющей, чем ограниченная личная идентичность, также были предметом непонимания. Обычно они отвергались как неподходящий предмет для психологии. Заклейменные “мистическими”, они чаще всего рассматриваются как представляющие некоторую разновидность психопатологии, в которой теряется контакт с реальностью. В лучшем случае их относят к областям теологии или парапсихологии, областям, обычно исключаемым из западной науки. Таким образом, эго в западной психологии охватывает определенный диапазон Я. Этот диапазон определяет ограничения концепций психологии двадцатого века. За пределами этих пределов они становятся неэффективными или, в лучшем случае, неуклюжими и громоздкими. Рискуя пойти дальше, психолог обнаружил, что ему не хватает эффективных концептуальных инструментов для работы.

Таким образом, ограниченный диапазон "Я", подразумеваемый в термине "эго", является скрытым ограничением в этой концепции. Но когда Я, участвующее в умственном функционировании, концептуализируется отдельно, ему больше не нужно калечить психологическую теорию. Когда Я осознается как отдельное свойство ума и больше не привязано к определенному уровню организации (эго), тогда можно изучать широкий диапазон его вариаций. Это позволяет психологу расширить поле своего исследования вниз, на уровни, предшествующие эго, переживаемые младенцем или психотиком, и вверх, в состояния сознания, переживаемые теми, кто занимается такими дисциплинами, как медитация. Тогда с "Я" можно будет иметь дело за пределами того диапазона, который обозначен эго.

Концепции в том виде, в каком они появляются в психологии йоги, являются лишь одним конкретным примером их применения. Их значение шире и глубже. Психология и философия в индийской мысли настолько смешаны, что их нелегко разделить. Считается, что изучение человеческого существа совместимо с изучением вселенной—как ее феноменальной природы, так и ее экзистенциального значения. Микрокосм считается просто отражением макрокосма.

Таким образом, ахамкара является характеристикой всех стабильных структур. Это качество четкости и последовательности. С этой точки зрения даже у камня есть чувство собственного "Я". Он обладает стабильностью и идентичностью, которая сохраняется с течением времени. Хотя это "Я" кажется радикально отличным от того, что существует в человеческом существе на ментальном плане, на самом деле каждое из них является частью континуума "Я", который охватывает все оболочки или тела, которые мы обсуждали.

Аналогичное замечание следует сделать в отношении понятий саттва (равновесие, ясность), раджас (беспокойство, активность) и тамас (инертность, невежество). Хотя это три основных качества или тенденции, в которые может быть проанализировано ментальное содержание, они также являются гунами или “элементами”, из которых можно рассматривать весь феноменальный мир, индивидуальные различия, будь то на материальном, энергетическом, ментальном или другом уровне, рассматриваются как отражающие различную пропорцию этих трех основных компонентов или качеств.
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:17

БУДДХИ

Существует также спектр стадий буддхи, которые параллельны эволюции “Я-ориентированности", Буддхи или разума, эволюционирующего в несколько этапов по мере личностного роста. Это происходит с небольшими приращениями. Существует бесчисленное множество таких стадий. Однако для удобства мы могли бы рассмотреть три основных диапазона развития буддхи в том виде, в каком они концептуализированы Ауробиндо. Во-первых, существует грубое, восприимчивое различение, которое просто реагирует на впечатления, поступающие на экран манаса. Это примитивный вид суждения, решающий, что что-то хорошо и приятно или что-то плохо и неприятно. Он все еще очень подвержен влиянию сильных воспоминаний, эмоций или инстинктов, и его реакция, скорее всего, управляется этими бездумными силами. Здесь разум подчинен обстоятельствам окружающей среды, побуждениям или импульсам.

Помимо этого элементарного понимания, которое влияет на большую часть нашей жизни, существует более сложный диапазон развития буддхи. Это более зрелое буддхи связано с силой рассуждения и использованием интеллекта для достижения правдоподобной, стабильной концепции реальности и последовательной философии жизни. Она в основном прагматична, включает интеллектуальную структуру, которая позволяет целенаправленно и рационально организовывать деятельность. Обеспечивая рациональную, здравомыслящую волю, основанную на том, что целесообразно и полезно для функционирования во внешнем мире и что совместимо с приемлемыми стандартами руководства и поведения, именно этот уровень буддхи может выбрать или собрать набор этических стандартов морали. Он может определиться с набором эстетических ценностей—представлением о том, что красиво, а что уродливо,—и может построить согласованную сеть мнений, а также разумное представление о том, какой должна быть цель. Она относительно высокоразвита и преобладает у людей по-настоящему культурных и образованных.

Но помимо этого есть дальнейшее развитие, высшее буддхи, которое бескорыстно занимается поиском
чистой истины. В буддийской литературе, как и в других Восточных Писаниях, слово праджня часто используется для обозначения высшего буддхи, состояния буддхи, сопровождающего полное просветление.

Его решения бескомпромиссны и разрушают все иллюзии, даже те, которые считаются социально приемлемыми и этически достойными восхищения. Он всё больше отражает непреложные и трансцендентные законы природы и вселенной, которые являются теми простейшими и наиболее объединяющими принципами, которые придают смысл жизни и согласованность пониманию. Вот что сказано: “Немногие, если вообще такие есть среди нас, могут использовать эту высшую разумность с любой степенью чистоты, но даже попытка сделать это есть наивысший потенциал внутреннего инструмента”.

Ауробиндо говорит о буддхи так, как будто он проходит процесс дифференциации, становясь более развитым с каждым шагом. Но с более традиционной точки зрения йоги буддхи не развивается, он просто раскрывается. Он уже существует под бременем более грубого и менее зрелого функционирования. “Жемчужина в короне различения” находится внутри, ожидая только терпеливой, тщательной огранки и полировки, чтобы раскрыть себя во всем её блеске. Мы описали три основных этапа в эволюции буддхи, но ясно, что это условные точки в ходе его развития, которые были выбраны для цели нашего описания. Между ними лежат бесчисленные промежуточные стадии. Чистый буддхи появляется постепенно, подобно статуе, которая “раскрывается” скульптором, когда он откалывает кусочки мрамора.

Но в этот момент возникает вопрос: что отвечает за перемещение с одного уровня на другой? Как так получается, что критерии суждения буддхи вдруг могут измениться?

В любой момент буддхи может выбрать один из двух возможных путей. Во - первых, он может поддаться давлению импульсов и поддаться влиянию привычек или эмоций. Когда такие эмоциональные или импульсивные побуждения сильны, мы говорим, что они подавляют более разумные способности ума и берут верх. Забота об общем благосостоянии будет отброшена. В этом случае мы могли бы сказать, что воспоминания или чувственные впечатления, которые появляются на экране манаса, сами по себе диктуют курс действий. Они служат своего рода мотивацией. На самом деле, в этом случае привычки и инстинкт преобладают. Буддхи не столько принимает решение, сколько лишается на это права, он недостаточно развит, чтобы самоутвердиться, поэтому поддается менее рациональной мотивации.

Но есть и другой вариант. Буддхи может утвердить свою власть над сферой импульсов, инстинктов и привычек и выбрать какой-то другой образ действий. Признавая существование этих низших мотиваций, он может принять решение, которое относительно не зависит от импульсов или прошлых программ. Буддхи обладает некоторой способностью оставаться отстраненным от влияния воспоминаний и чувственных впечатлений. У него есть, по крайней мере потенциально, возможность выбора. Поскольку он по определению является функцией принятия решений, он может решить позволить влиять одним воспоминаний, а не другим. Сохраняя отстраненное, наблюдательное отношение к другим воспоминаниям, он может позволить им просто исчезнуть и рассеяться. Буддхи может решить выйти за пределы цепочки причин и следствий. Он может решить не оставаться втянутым в этот цикл действий и реакций, определенных предыдущим программированием. Используя весь свой потенциал, он приобретает свойство “воли". Такого рода действия буддхи характеризуются как “чистый разум” или “чистое буддхи” в психологии йоги. Это похоже на различие между чистым и практическим разумом, проведенным Кантом.

Если буддхи не сможет проявить свою потенциальную силу и поддастся влиянию импульсов и эмоций, то эволюция, по крайней мере на данный момент, остановится. Мотивы, которые действуют тогда, - это те, которые характеризуют более низкие уровни развития, наблюдаемые у младенца или у животных. Например, прошлые впечатления позволяют определить реакцию человека на ту или иную ситуацию. Это, в свою очередь, создает новые воспоминания или впечатления, по существу идентичные старым, только еще более утяжеленные и более глубоко запечатленные в бессознательной читте или банке памяти. Это впечатление затем вернется снова позже, обладая повышенной валентностью и более мощным влиянием. Таким образом, предпочтения становятся желаниями, а желания-зависимостями. Подчиняясь импульсам, буддхи позволяет им укрепляться. И определенный способ видеть мир и реагировать на него укореняется. Это укрепляет положение человека на определенном уровне развития, затрудняя его дальнейшее развитие.

С другой стороны, каждый раз, когда буддхи решает освободиться от предшествующего программирования, оно становится сильнее. Только буддхи из всех функций в ментальном поле обладает способностью выбирать курс действий, который может привести к дальнейшему росту. По-видимому, именно по этой причине функция различения и суждения была концептуализирована как независимая в психологии йоги. Он заслуживает особого внимания, потому что имеет исключительное значение в концептуализации психологии, ориентированной на рост.

Например, буддхи играет ключевую роль в формировании идентичности. Решив воздействовать на одно воспоминание или стимул, а не на другое, буддхи может сфокусировать определенное определение "Я", поскольку вовлечение себя в воспоминание или стимул усилит определение "Я", в терминах которого оно выражено. Стоя на этой основе, буддхи может затем принять новое решение, которое фокусирует еще одно "Я". Постепенно, благодаря бесчисленным тонким решениям, которые принимаются за несколько минут размышлений, ощущение самого себя может быть изменено направленным образом.
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:18

Буддхи и совесть

Способность Буддхи решить не подчиняться причинам и следствиям предшествующего программирования является основным направлением психологии йоги. Сюда направлено внимание, потому что заостренный буддхи предоставляет самый прямой инструмент для содействия росту. Это наиболее эффективный и продуктивный способ отвлечься от психологических проблем.

На экране манаса появляются многочисленные изображения. Некоторые отражают прошлые переживания, которые были приятными, и имеют импульс повторить их. Другие представляют собой неприятные переживания, воспоминание о которых приводят к избеганию подобных ситуаций. Среди воспоминаний, всплывающих из слоя читты, есть свидетельства прошлого обусловливания и программирования, например, родительские запреты. В этой смеси образов и впечатлений заключена сущность конфликта. Импульсы, исходящие от разных изображений, обязательно противоречат друг другу. Они толкают и тянут в противоположных направлениях. Подобные противоречия разрешаются с трудом, если вообще разрешаются. Чаще всего их просто вытесняют из восприятия (задавливают).

В психологии йоги внимание направлено главным образом на способность буддхи вывести человека из этой массы конфликтов и противоречий, а не на сложности самого конфликта, который происходит в манасе. Интерес вызывает способность принимать решения, поскольку она функционирует «в чистом виде». Манас изучается только для того, чтобы отличить его от буддхи. Буддхи необходимо тренировать и оттачивать, если нужно развить способность отделяться от эффектов этих влияний. Всплытие прошлого родительского запрета в психологии йоги представляет интерес только в той мере, в какой его следует отличать от голоса буддхи. Эту вводящую в заблуждение или искаженную «совесть» следует отличать от чистого (буддхи).

Однако в западной психологии акцент делается на другом. Внимание сосредоточено более на работе манаса. Очень интересно, как взаимодействуют различные импульсы. Психический конфликт - главный предмет изучения. Большая часть теории психотерапии и психоанализа развивалась вокруг изучения «внутрипсихического конфликта». Концепция «здорового эго» выросла из попытки найти удобный и удовлетворительный способ примирения противоречивых и конфликтующих импульсов, доминирующих в деятельности манаса.

По этой причине определенные категории прошлых воспоминаний и впечатлений были отдельно концептуализированы в психоаналитической теории как «суперэго». Например родительские запреты, которые, хотя и глубоко укоренились в памяти, могут противоречить тому, что кажется реалистичным или приятным. Это суперэго часто отождествляют с «совестью». Это прискорбно, поскольку руководство раннего суперэго часто ненадежно, поскольку оно основано на необоснованных представлениях о добре и зле, которые были извлечены из родителей. Хотя они могли быть подходящими для ребенка, часто они больше не пригодны для взрослых. Именование этого раннего суперэго «совестью» часто приводило к тенденции не доверять этому внутреннему голосу, который в йоге называется буддхи, и нежеланию следовать его примеру и позволять ему развиваться. Вместо этого внимание ограничивается рациональной и логической оценкой событий. Утрачивается чувство исследования, открытия себя новым возможностям.

Когда карательное суперэго отождествляется с «совестью», тогда совесть рассматривается как работающая против более рациональных, разумных интересов эго. Эта ориентация, похоже, способствовала всеобщему недоверию ко всем спонтанным и интуитивным подсказкам. Эго и логические рассуждения рассматриваются как бастион рациональности, противостоящий более иррациональным побуждениям, исходящим от «карательной совести». С этой точки зрения любое представление о следовании голосу более высокого, внутреннего рассуждения становится подозрительным и, вероятно, будет рассматриваться как моралистическое или суеверное. «Совесть» приравнивается к пуританской морали, которая мешает свободе и препятствует росту, а не способствует его развитию. Когда кто-то вовлечен в борьбу за освобождение от иррациональных ограничений, такая «совесть» может рассматриваться только как людоед, которого следует очистить от личности. Одна из целей психоаналитической психотерапии - «урезать» карательное сознание или суперэго. Делается попытка привести его в большее соответствие с интересами эго и устранить его более резкое и иррациональное сопротивление. Таким образом, в определенной степени эго и суперэго интегрируются.

Однако такая интеграция никогда не считалась завершенной. Суперэго остается оплотом определенных социальных запретов, которые никогда не могут быть полностью согласованы с целями и интересами эго. Это рассматривается как интернализация социализаций, которые вводятся в среду ребенка, чтобы обеспечить болезненный, но необходимый социальный порядок. В своей книге «Будущее одной иллюзии» Фрейд указывает на неизбежную и неудобную борьбу между интересами личности и интересами общества. Фактически каждый человек - враг культуры. Человек должен смириться с конфликтом, который это приносит. Это подразумевает, что человек не может расти и расширять свою личность до такой степени, что его личные интересы и интересы общества будут совпадать. Предполагается, что они должны до некоторой степени противостоять друг другу, хотя одна из целей терапии - минимизировать это.

Однако в контексте психологии йоги понимается, что более высокие уровни сознания в конечном итоге приводят к точке зрения, при которой собственные интересы не противоречат интересам других. Фактически, когда сознание приближается к единству, как мы увидим, заботы и потребности всех людей становятся идентичными. То, что хорошо для человека, является частью общего эволюционного процесса, который включает в себя всех, кто его окружает.
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:18

Буддхи и за ним

Когда мы входим в царство высшего сознания, мы попадаем в место, откуда можно наблюдать за умом. Мы уходим с той территории, где пересекаются йога и западная психология. Йогический буддхи - это структура, сила которой растет по мере раскрытия личности. Это способность различения, которая позволяет человеку видеть насквозь склонности низшего ума, ведущие к тревоге и душевным страданиям. Но буддхи одновременно является частью ума и «над ментальными событиями».

По мере того, как буддхи становится более развитым, он все больше отделяется от деятельности манаса. По мере того, как он развивает свою способность принимать решения, игнорируя импульсы и впечатления, протекающие через манас, он становится все более независимым от них. В результате развивается уровень «я», с которого можно наблюдать ментальные события, не будучи вовлеченными в них. В конце концов, появляется своего рода точка обзора, которая существует за пределами лихорадочной активности цепочки мыслей. Таким образом, это обеспечивает точку наблюдения, с которой можно увидеть ментальный план.

Сфера этого чистого буддхи концептуализируется в йоге как составляющая четвертого уровня сознания, лежащего за пределами тела, энергии и ума. Это уровень за пределами вербальной умственной деятельности, которую мы называем «мышлением». Сознание перестает ограничиваться словами-мыслями. Этот «надментальный» уровень «чистого разума», «интуиции» или «мудрости» - это то место, где буддхи функционирует, не нарушая отвлечения чувственных впечатлений или озабоченности узкого личного эгоизма. Там, где буддхи более развит, он будет превышать пределы «ума».

На более высоких уровнях, как мы увидим, в конечном итоге даже буддхи уступит место более чисто рефлексивным состояниям. С этими уровнями, выходящими за пределы буддхи, трудно иметь дело, поскольку современная наука не знает терминов, с помощью которых можно было бы описать переживаемые там явления.
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:20

ВЫСШИЕ ОБОЛОЧКИ ИЛИ «ТЕЛА»

Изображение
anna = еда, maya = иллюзия, kosha = оболочка
Самый плотный уровень иллюзии (затемнение сознания). Физическое тело, которое «сделано из пищи».

Чтобы завершить наше понимание психического функционирования, как это описано в психологии йоги, мы должны вкратце признать то, что лежит за пределами ума и высшего над ним буддхи. Когда интеграция завершена, сознание расширяется до такой степени, что в суждениях больше нет необходимости. Осведомленность глобальна, но ко всем относятся беспристрастно, без необходимости классифицировать явления мира на «хорошие» или «плохие» категории. Ни страха, ни отвращения, ни пристрастия к удовольствиям не осталось. Считается, что это приводит к чувству великого освобождения, умиротворенной радости, которую обычно описывают просто как «блаженство». Это глобальное сознание «свидетеля» называется «оболочкой блаженства». Вне этого даже такое глобальное осознание феноменального мира прекращается. Сознание существует в неописуемой чистоте. Это «сознание без объекта». Современное рассмотрение этого вопроса дано Франклином Меррелл-Вольфом.

В йоге это называется Атманом или Пурушей. Это совсем не то, что понимается под связанным с эго термином «сущность» на Западе. Эта йогическая «Сущность» (пишется с заглавной буквы «С») является уровнем сознания, находящимся далеко за ментальным планом эго-сознания,

А пока мы хотим просто отметить, что эти высшие уровни сознания играют важную роль в психологии йоги, делая возможным объективное изучение буддхи. С такой точки зрения разум является скорее объектом, чем субъектом сознания.

Сознание находится в Сущности, а не в уме. Сущность использует ум как инструмент познания, как можно использовать микроскоп. То, что западная психология имеет тенденцию возвращаться к такой точке зрения, очевидно в таких современных терапевтических техниках, как обрисовано в общих чертах Ассаджиоли в «Психосинтезе», где предлагаемые практики, по-видимому, дословно взяты из древних формул школы веданты, а именно: «У меня есть тело, но я не мое тело»; «У меня эмоциональная жизнь, но я не свои эмоции или чувства»; «Я - это не ум». «Я есть я, центр чистого сознания».

Согласно психологии йоги, ключ к трудностям в жизни заключается в том, что мы отождествляем себя с инструментами, а не с сознанием, которое их использует. Психология йоги рассматривает развитие как процесс, посредством которого человек отождествляет себя с каждым последующим инструментом, пока он не разовьет различение и дистанцию ​​для наблюдения за ним.
Последний раз редактировалось Mit 23 июл 2021, 20:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Ум.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:20

Изображение
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Буддхи.

Сообщение Mit » 23 июл 2021, 20:22

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
БУДДХИ


Совершенно отличная, от оболочки, состоящей из ума и внутренней его части. Эта интеллектуальная оболочка, состоит из понимания. Она заключена в ментальную оболочку и имеет такую же форму. Одно наполнено другим. Первая подобна человеку, а поскольку это подобно человеку, вторая вытекает из этого и сама принимает подобие человека. Все боги почитают это понимание. Она не отождествляет себя с другими оболочками и не подчиняется страстям тела.

Тайттирия Упанишада, II. 4
Аватара пользователя
Mit
*************
*************
 
Сообщения: 1852
Зарегистрирован:
27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 180 раз.
Поблагодарили: 423 раз.

Пред.

  • Похожие темы
    Комментарии
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Библиотека раздела

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CC [Bot] и гости: 0