– Все, кто бывал на Валааме, не могут забыть удивительного пения..
– Этот канонический распев называется знаменный. Божественные гимны в давние времена на Руси записывались «знаменами», нотными крюками. Знамена – от слова знаменовать, то есть символизировать. Они показывали не что петь, а как петь. Каждый знак в отличие от нот показывает то духовное состояние, с которым нужно исполнять песнопение. Например, при всяком начале песнопения, следует знак Параклита, то есть знак призывания Духа Святаго и благословение на сие пение. Самое видение этого знака вызывает у инока благоговение. Знаки указывают и на характер песнопения. (Например, «возгласите сановито»). Надо сказать, что человеку с музыкальным образованием не сложно овладеть знанием знаменного распева. Правда, по крюкам мы пока поем не все. Для пения используем рукописи, сохранившиеся в архивах. Сердце не обманешь и тот, кто побывал на Валааме, действительно мог почувствовать удобство знаменного пения для молитвы. Пение должно не только не мешать, но помогать возводить человека к Богу. Самая главная задача тех, кто несет послушание на клиросе, проникновенно донести до молящихся слово Божие. Тогда молитва возносится «едиными усты и единым сердцем». Начиная с эпохи Петра, произошло расцерковление нашей церковной культуры. Это коснулось и иконографии, и пения, и архитектуры, и богослужения, и языка, и внешнего благочестия, и духовной жизни. Возможно, в скором времени, по благословению нашего игумена архимандрита Панкратия, нам удастся выпустить диск на тему «Торжество Православия». Этот праздник отмечается в конце первой недели Великого поста и был установлен в связи с окончательным утверждением догмата об иконопочитании. Этим догматом как бы утверждалась и церковная культура в целом, аскетические, догматические и христологические понятия о Боговоплощении.
взято отсюда:
http://eparhia.onego.ru/valin.htm