Pavel.Y писал(а):
сашок писал(а):
отчего нет духовности в природе ?
Прежде чем задавать этот вопрос скажи, что ты понимаешь под духовностью.
Предлагаю поиграть в «песочницу». Ниже тексты с предполагаемыми ответами,
Образно говоря «песок».Желающие находят с их точки зрения правильный ответ.
И в последующем диалоге (если он состоится) попытаются аргументировано отстоять
Свою точку зрения по данному вопросу.
Модераторы впереё…ёёд!!!! Вы элита форума. Или я ошибаюсь?
Вообще предлагаю сделать такие «песочницы» во всех темах, «песок»
должен соответствовать теме без указания авторов, отрывки или небольшие смысловые части учений, высказываний, философских работ и.т.д.
Актуальность исследования. Проблема осмысления феномена духовности продолжает оставаться одной из главных для философии на всем протяжении философского познания смысла и цели жизни человека. Это один из "вечных" вопросов, задаваемых человечеством самому себе, ибо его содержание отражает экзистенциальную и трансцендентную тайну, проявляющуюся на поверхности явлений в эксцентричности, иррациональности его поведения и образа жизни, дуальности его природы как родового существа.
Исследование природы духовности вызвано необходимостью преодоления "разрыва" в философском и научно-прикладном освоении духовной жизни людей. Экспериментальной психологией накоплен значительный фактуальный материал, остающийся философски слабо осмысленным, поскольку рационализм в исследовании внутреннего мира продолжает оставаться на позициях картезианской метафизики и руководствуется при исследовании психического пространства и времени положениями классической механики. Указанный разрыв преодолевается посредством разграничения двух подходов: экстерналистского (изучающего социальные формы духовности) и интерналистского (познающего л внутренний мир человека). Кроме того, необходим синтез историко-
философской традиции с позитивными элементами экзистенциально-антропологического и рационалистического подходов на основе достижений современного естествознания.
Сейчас много говорят о духовности. Иногда под духовностью понимается совокупность положительных, нравственных качеств личности, иногда духовным называют человека верующего, который ходит в церковь, стремится соблюдать Божественные заповеди в своей жизни, часто это понятие употребляется слишком абстрактно с целью оградить себя от нежелательной критики, и в результате оно превращается в модное слово, за которым нет реальности.
Мы не будем рассматривать разные точки зрения и определения, но выделим то, что дает духовность человеку, в чем ее ценность, или что это за состояние. Духовные, святые люди всегда дают идеал обычному человеку, служат ориентиром и примером для подражания, представляют, неоценимый маяк в воспитательных целях.
Первое, что бросается в глаза как отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и необыкновенная целостность, искренность и неподкупная стойкость, полная гармония с самим собой и миром Истины, в котором живет такая личность. Духовность обозначает такие высоко нравственные качества, с которыми согласны все люди, какими бы индивидуальными особенностями они ни обладали, это такие взаимоотношения между людьми, которые ценимы в любом обществе, и испокон веков проявляются в милосердии, сострадании, взаимопомощи, уважении, любви к ближнему. Духовность дает такое состояние личности, которое выражается в гармонии единичного и всеобщего, индивида и Космоса, личности и общества, дает ощущение устойчивости и единства с окружающим миром, природой, людьми.
Духовность иногда противопоставляется рациональности, либо соотносится с ней с целью дать более точное определение этому понятию. Однако какое бы определение духовности мы ни приняли, в нем перечисляется набор качеств, неизвестно как связанных Друг с другом, непонятно, представляют ли они единство, можно ли включить или исключить без ущерба какое-либо из них. Это придает духовности абстрактный, отвлеченный характер. Однако духовность имеет самое непосредственное отношение к реальности - это та реальность, которая является целью эволюции человека и служит единой основой мировых религий.
Понятие Духовности является понятием более Высокого Порядка, чем категория нравственности и морали.
Духовность каждого отдельного индивидуума как и Духовность определённой группы индивидуумов таких как: общество, государство, нация, Человечество, определяется категориями Духовности, которые им диктуют Космические Законы морали или взаимоотношения между Духовными Субъектами.
Понятие Духовности очень зависит от Исторического Среза развития Цивилизации, на котором она находится в каждый исторический момент. На каждом этапе своего развития Цивилизация проходит тернистый Путь постижения Законов развития природы, взаимоотношений между людьми и тем самым подходит к постижению Законов Духовного развития индивидуумов, и в зависимости от постижения этих Законов Духовного развития формируется нравственная картина как отдельного индивидуума, так и сообщности индивидуумов в виде их отношения к нормам взаимодействия друг с другом, а также к нормам своего мироощущения и мировоззрения.
Понятие Духовности очень тесно связано с развитием Внутреннего Мира каждого индивидуума, его самоопределением или соотношением себя к определённой категории Духовно развитого Существа.
В зависимости от того как Внутренне индивидуум способен отвечать на вопросы своего бытия, своего отношения с другими Субъектами, своего отношения к своему Духовному развитию и окружающему его Мирозданию и понимается состояние Духовности определённого индивидуума. Понятие Духовности очень тесно связано с развитием Внутреннего Мира каждого индивидуума, его самоопределением или соотношением себя к определённой категории Духовно развитого Существа.
В зависимости от того как Внутренне индивидуум способен отвечать на вопросы своего бытия, своего отношения с другими Субъектами, своего отношения к своему Духовному развитию и окружающему его Мирозданию и понимается состояние Духовности определённого индивидуума.
Духовность понятие очень широкое, Духовно развитые личности соотносят своё поведение и свои действия с теми нормами морали и с теми Принципами, которые созвучны не только для всех индивидуумов, находящихся в данном обществе, но и созвучны с Духовными Принципами Общекосмического Масштаба.
Это те Принципы, которые проповедуют Духовные Наставники для Духовного развития людей, и эти Внутренние взаимосвязи, которые существуют между Духовными Наставниками, которые связывают Духовно развитых личностей, воплощённых в физическую материальную Оболочку с теми Принципами, которые существуют между Духовными Существами, не находящимися в материальной Оболочке, и отражают Духовную развитость личности.
Человек развитый Духовно стремится к постижению Законов Космоса, он стремится строить свои отношения с окружающим его Мирозданием не только в виде других индивидуумов, но также в виде других Духовных Существ, причём на основе тех Духовных Принципов, к которым он стремится. Он осознанно пытается выполнять эти Духовные чаяния и отвергает, отторгает своим Внутренним Духовным Сознанием те искажающие нормы, принятые в обществе или проповедуемые другими людьми, которые не соответствуют уровню его Внутреннего Духовного развития.
Таким образом, в определении духовности, которое используется в богословии, акцент ставится на происхождении (ответ на призыв Св. Духа), а не на сущности, круге явлений, описываемых термином духовность. Фактически, рассматривая христианскую духовность или, более того, духовность в той или иной конфессии, необходимо рассматривать соотношение, взаимовлияния между доктриной (предметом религиозной веры), дисциплиной (структурой религиозной жизни), литургией (любым коллективным общественным способом молитвы и благодарения, в том числе и таинствами) и жизнью, включающей в себя индивидуальный жизненный стиль верующего, не только в молитве, духовном чтении etс, но и в повседневной жизни, жизни в обществе.
Ядром, определяющим духовность в той или иной конфессии, является, несомненно, доктрина, совокупность верований, касающихся природы человека, происхождения мира, природа сверхъестественного и т.п. Богословская доктрина и формирует духовность данной конфессии, и полностью выражает ее.
Таким образом, понятие духовности, рассмотренное в “вертикальном разрезе”, в контексте отношений человек - Бог, представляет собой активный ответ человека на обращенное к нему “послание Бога”, совместную работу по исправлению поврежденной человеческой природы, где каждый, самый маленький шаг человека, направленный к Богу, многократно увеличивается, поддерживается и направляется. Конечной целью такой “работы” является максимально полное включение человека в предвечный диалог любви, происходящий внутри в Св. Троице между тремя ее лицами: Отцом, Сыном и Св. Духом, “обожание” в привоен. богословии, предполагающее полную реализацию природы человека.
На наш взгляд, состав понятий "души в широком смысле" и "сознания в широком смысле" совпадают. Различие состоит лишь в том, что в первом направлении доминантой выступают чувства и душа, а во втором - мысли и сознание. Первое направление исходит из того, что чувства и мысли тождественны, ибо мысли чувственно подобны. Второе направление отождествляет чувства и мысли, рассматривая их в качестве образов, идей реальности.
Второе - рационально-духовное направление в идеале исходит из необходимости тождества внутреннего духовного мира с "чистым сознанием", включающим только рассудок, разум, процедуры и формы рационального мышления. Знание должно быть очищено от переживаний, а л чувства вместе с рефлексами отнесены к материальной субстанции - телу. В действительности рационально-духовное направление формирует концепцию "сознания в широком смысле", включающую в свой состав переживания, а также подсознание и сверхсознание.
Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Бл. Августина, для которых душа выступала основным носителем духовности. Доминантность сознания в понимании духовности характерна для философии Р-Декарта, Б.Спинозы, И.Канта и др. Основываясь на качественном различении чувств и мыслей у Аристотеля, Б.Спинозы, в попытках найти решение паралогизмов чистого разума И.Канта, Г.Гегель разграничил душу и сознание в пространстве и во времени как генетические формы (фазы) развития человеческого духа. Опыт синтеза души и сознания как элементов духовного мира предпринимается в философии Ф.Шеллинга, МШелера, Ф.Шлейермахера, ЛВитгенштейна, Вл.Соловьева, С.Франка. Проблема понимания пространственно-временной организации внутреннего мира исследуется в работах АБергсона, А.Уайтхеда, Б.Рассела. В западной философии XX в. экзистенциально-антропологическое направление представлено работами У.Джеймса, В.Дильтея, К.Ясперса, МХайдеггера, Ж.-П.Сартра, ММарселя Н.Мерло-Понти, В.Франкла, Э.Фромма, А.Шопенгауэра и др. Э.Гуссерль анализирует роль сознания в трансцендентальной субъективности в связи с жизненным миром.
Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности.
С Уважением.
Juvlad.
