Ридж » 30 сен 2014, 14:43
Много интересного написано уже в этой теме о кастах и варнах..
Но поскольку сами эти термины - не имеют классического чёткого определения, то я хочу сформулировать своё понимание того, что, собственно, представляют из себя такие понятия как "Варны" и "Касты",
и постараюсь по ходу дела попытаться сформулировать ответы на уже возникшие в этой теме вопросы..
О ВАРНАХ
Часть 1.
В теме о Кастах и Варнах - много путаницы и разночтений, связанных с трактовкой этих терминов.. А кроме того, у многих людей в сегодняшнем мире сложилось неприязненное отношение к слову «каста»..
Это связано с тем, что в современном идеологическом формате лозунг: "все люди рождаются равными" - считается прогрессивным..
И под понятием "деление на касты", как правило, подразумевают разделение общества на людей разного сорта, на "высших" и "низших"..
А кроме того - слова "каста" и "варна" - часто считают синонимами..
Но.. касты и варны - это не синонимы..
Слово "каста" - означает "происхождение", "принадлежность", "порода", "группа", и используется для обозначения деления людей по самым разным признакам - национальным, профессиональным, племенным, географическим, историческим, экономическим, политическим и многим другим..
И в нашей привычной картине мира такое деление на "касты" тоже применяется сплошь и рядом..
Ну, к примеру.. - правительство, рабочие, демократы, молодёжь, военнослужащие, болельщики "Спартака", врачи, собаководы, интеллигенция, лица кавказской национальности, политики, москвичи, негры, дворяне, панки, христиане, террористы, учёные, моряки, пенсионеры, колхозники, наркоманы, чиновники, музыканты..
И так до бесконечности..
И все эти группы людей можно назвать кастами..
"...Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками касты. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения постепенно исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст в Индии были опубликованы в 1931 - более 3000 каст. Но эта цифра не включала многочисленные местные подкасты, которые тоже функционируют как самостоятельные социальные группы."
Таким образом, касты - понятие, связанное с отношением человека к той или иной профессии, этнической группе, общественной структуре и т.д..
То есть каста указывает на то место, которое человек занимает в социальной и профессиональной иерархии, но при этом каста ни коим образом не характеризует личностные качества человека.. уровень развития его сознания..
Варны же - это нечто совсем иное..
Поэтому в контексте "духовного развития" имеет смысл говорить не о кастах, а о варнах..
Из курса истории мы знаем, что в Индии - разделение на варны появилось в глубокой древности, принесено туда оно было Ариями, и практикуется в этой стране до сих пор..
Арии - вообще, были людьми весьма продвинутыми и рациональными, и те принципы, которыми они руководствовались при построении жизни своего общества были очень точными, грамотными и практическими..
Варны, в отличие от каст, имеют гораздо более конкретное определение, потому что они означают не национальную или социальную принадлежность людей вообще - а индивидуальный тип сознания каждой конкретной личности..
Варна - это реализованный в социуме тип психо-физиологической конституции человека.
Традиционно выделяют четыре основных варны, которые в индийской традиции носят названия:
Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры..
Само слово "варна" - буквально означает "цвет":
Шудра - чёрный
Вайшья - жёлтый
Кшатрий - красный
Брахман - белый
Изначально - принадлежность к той или ной варне определялась именно типом сознания данного конкретного человека и, как следствие - его личными качествами..
Изначально - варны не были ступенями общественной иерархии, не означали возвышение одних над другими.. и не передавались по наследству..
Варна - это просто констатация того факта, что люди РОЖДАЮТСЯ РАЗНЫМИ.. Врождённая физиологическая конституция определяет в дальнейшем конституцию психологическую, которая, в свою очередь - определяет оптимальное место человека в структуре социума..
Социальная организация общественной жизни цивилизации Ариев - была очень жёстко структурирована на основе концепции варн..
Считалось, что гармоничная и здоровая жизнь отдельных людей и всего общества в целом - возможна только при условии, что каждый, без исключения, человек будет занимать в структуре этого общества именно то место, которое соответствует его возможностям и способностям..
Аюрведа (в переводе с санскрита - "Наука о жизни") - один из немногих дошедших до нас источников информации о жизни Ариев..
Вот какое определение счастья мы находим в Аюрведе:
"...Счастье человеческое складывается из четырёх частей -
- здоровье физическое
- здоровье психическое
- здоровье социальное
- здоровье духовное.. "
----------
Последний раз редактировалось Ридж 30 сен 2014, 14:46, всего редактировалось 1 раз.