Восьмой ребенок в семье шахтера, Порфирий Иванов, увидевший свет в 1889 году, прошел почти классический путь духовного лидера - из грязи к просветлению.
Он окончил четыре класса церковно-приходской школы, после чего батрачил, а в 15 лет пошел работать на шахту. В 1917-м его призвали в армию, но до фронта не добрался - война закончилась, и Иванов вернулся домой.
Там будущий адепт закаливания прослыл хулиганом, заядлым картежником и пропойцей. Не остепенился даже после свадьбы и рождения двоих детей. В конце концов Иванов получил срок за мошенничество и почти год валил лес в местах, достаточно отдаленных от его малой родины.
Все прекратилось через пару лет, в 1933 году: 25 апреля он неожиданно прозрел, осознав, что причина всех болезней - в отрыве человека от природы. А раз так, нужно быть ближе к естественности - ограничивать себя в пище и одежде и жить за счет воздуха, земли и воды.
Среди последователей автора Детки по этому поводу ходит легенда: якобы бывший пьяница заболел раком, ушел от людей и решил замерзнуть насмерть. Для этого Иванов обливался холодной водой на морозе, но обнаружил, что ему становится легче.
Сам основатель учения о закаливании воспоминал об этом так. Мол, однажды во сне он узрел человека, который смело шел по снегу совсем без одежды. "От этой картины я пробудился весь возбужденный, и этот образ стал для меня примером и целью", - описывал Иванов историю своего "пробуждения".
В первый раз Иванова задержали в 1935 году на центральном базаре Ростова-на-Дону, признали психбольным и отправили в отделение для буйных. Там Паршек получил диагноз "шизофрения" и первую группу инвалидности.
Взаперти Иванова держали недолго и вскоре отпустили в Ореховку. Но человек в черных трусах не угомонился - в следующем году он появился в том же полуобнаженном виде, дополненном лишь чемоданом, в Москве, на Красной площади.
Паршек прибыл в самый центр Советского Союза с одной целью - он хотел поучаствовать в чрезвычайном съезде советов, на котором обсуждали так называемую сталинскую конституцию 1936 года. Этот основной закон объявил о победе социализма, дал всем гражданам равные права и закрепил исключительную роль компартии.
Голый луганчанин принес с собой крамольную мысль: мол, никакая конституция советскому народу не нужна, а нужно ходить босиком и закаляться.
Его повязали во время регистрации делегатов съезда и повезли на Лубянку, а там определили на два месяца в тюрьму Матросская тишина. От более жестких мер Иванова спасло только то, что его посчитали умалишенным.
Впрочем, и статус сумасшедшего не обеспечивал Паршеку безопасности. На нем "ставили опыты" - в 1937 году в лютый мороз сотрудники НКВД обливали его холодной водой. А во время Второй мировой войны оккупировавшие Украину немцы закапывали Иванова на несколько часов в снег и возили голого по улицам города.
Среди адептов Детки ходят легенды, что даже после таких испытаний от него шел пар. Хотя Юрий Иванов говорит, что Порфирий был обычным человеком, пусть и очень закаленным, и после длительного пребывания на морозе, как и все, отогревался под одеялами.
Впрочем, нацисты считали иначе. Удивленные выносливостью луганчанина, немцы отвели его к командующему армией Фридриху Паулюсу, а тот выдал Паршеку охранную грамоту: мол, предъявитель представляет интерес для науки и трогать его воспрещается.
А в 1943 году неугомонный носитель черных трусов вновь отправился в Москву - уговаривать Иосифа Сталина заключить мир с Германией. Но попал не к вождю, а в институт судебной психиатрии, где его пытались лечить на протяжении 100 дней.
После войны основателя Детки еще не раз арестовывали за антисоветскую агитацию и мошенничество, отправляли на экспертизы, принудительно лечили в психиатрических больницах. В общей сложности Иванов провел в лечебницах 12 лет.
Содержание в последней из них, Новошахтинской психбольнице, сильно подорвало здоровье Паршека. Он уехал на хутор Верхний Кондрючий на Луганщине, где жил в окружении небольшого числа последователей. Позже советская власть взяла Иванова под домашний арест и запретила принимать посетителей.
Арест продлился три года и был отменен только в 1982 году, после выхода материала в Огоньке. Тогда же к Иванову пришла слава — во всем Союзе люди стали обливаться водой, ходили босиком и голодали. Автора этих идей завалили письмами, и, чтобы не отвечать каждому человеку отдельно, он написал свою Детку.
Свою систему Иванов считал рецептом бессмертия, и поэтому его смерть - он умер 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет - стала настоящим шоком для последователей.
http://korrespondent.net/ukraine/events ... nova-arhiv
