День Нежности

Медитативные практики и их обсуждение

Модератор: Модераторы

Куратор темы: Время

День Нежности

Сообщение Время » 07 сен 2011, 20:52

phpBB [video]
Бог душа творения - творение душа Бога.
Аватара пользователя
Время
*********
*********
 
Сообщения: 595
Зарегистрирован: 10 май 2011, 15:48
Откуда: Москва.
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 07 сен 2011, 21:23

phpBB [video]

:) #011
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 13 сен 2011, 19:22

Время писал(а):
phpBB [video]


....нда....некто Время выложил(ла)(не знаком по полу) ролик в разделе МЕДИТАЦИЯ,озаглавив тему по названию ролика....выложил(ла) без коментария....как некую истину не нуждающуюся в коментарии....гы.....предложу всё же таки прокоментировать или дать анонс "от себя".....таким образом этот(эта) Время направит в некое русло направление общения по его теме...т.с. задаст тон.....а пока Время собирается с мыслями, позволю себе прокоментировать пару-тройку мыслей-фраз, выложенных в ролике....к примеру ....ежедневно и ежечасно, на данный момент, на нашей планете гибнет людей от военных действий не более чем десяток процентов от общей гибели (я не говорю сейчас о тех, кто умирает от болезней и просто старости....).....остальная масса людей гибнет небольшой частью от природных катаклизмов, и подавляющей , огромной частью - от глупости.....глупости ума в телах различных....в военных конфликтах так же гибнут от глупостности ума....но об этом в ролике же не упоминали....мягко говоря - всё в одну большую кучу....а это и есть проявление глупости ума, от которой гибли , гибнут и будут гибнуть люди.....ведь ни слова о глупости ума, а обвинение лягло на каких то "политиков".....смишно.....разве политики стоят во время выборов на митингах за 10-20 уе в сутки ?? ....разве политик дрючит свою жену-мужа-ребёнка утверждаясь в непоколебимости своего мнения ??....разве политик наливает в желудок литрушку водки и давит на газ сколько выжмет авто-мото ???....разве...разве....разве....РАЗВЕ ВИНОВНО ТЕЛО В ТОМ, ЧТО ИМ РУКОВОДИТ ГЛУПОСТЬ ???....но об этом ни слова в ролике....а предлагается некая "медитация", которая "всех объединит" и "решит все проблемы по миру и свободе".....смишно....какая глупость....ну да ладно....гы....подожду коментария автора темы.....о.....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 15 сен 2011, 11:10

....хммм....темой выше, некто Время смог бросить реплику.....а в своей, кровной, его интересующей в первую очередь.....отмолчал.....это нормально....естественно....но всё же приглашаю этого Время поговорить по его теме, по вопросам, похоже что волнующим его(её?).....гы....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение Время » 15 сен 2011, 11:37

сашок писал(а):....хммм....темой выше, некто Время смог бросить реплику.....а в своей, кровной, его интересующей в первую очередь.....отмолчал.....это нормально....естественно....но всё же приглашаю этого Время поговорить по его теме, по вопросам, похоже что волнующим его(её?).....гы....

Сашок да тут обсуждать особо нечего. Видио спорное несомненно, основной посыл видяшки, не искать разницу между людьми, а сосредоточится на обще человеческих праблемах для сближения.
Бог душа творения - творение душа Бога.
Аватара пользователя
Время
*********
*********
 
Сообщения: 595
Зарегистрирован: 10 май 2011, 15:48
Откуда: Москва.
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 15 сен 2011, 11:43

Время писал(а):
сашок писал(а):....хммм....темой выше, некто Время смог бросить реплику.....а в своей, кровной, его интересующей в первую очередь.....отмолчал.....это нормально....естественно....но всё же приглашаю этого Время поговорить по его теме, по вопросам, похоже что волнующим его(её?).....гы....

Сашок да тут обсуждать особо нечего. Видио спорное несомненно, основной посыл видяшки, не искать разницу между людьми, а сосредоточится на обще человеческих праблемах для сближения.


....ну да....вот и говорю : а что такое "обще человеческие проблемы" и в чём "проблема для сближени" ? ....гы....честно говоря....не доганяю......однако прекрасно доганяю то, что есть собой ЧЕЛОВЕК....а что скажет уважаемый(мая) Время ??....о....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 15 сен 2011, 11:47

Время - он - Паша.. понял? :twisted: 8-) #048
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 15 сен 2011, 11:59

lilu писал(а):Время - он - Паша.. понял? :twisted: 8-) #048


реплика : понимание, которое "даёт" Времени лилу....оно...что собой представляет ? ...направляет ли оно к Истине ? ...способствует ли оно тому, что б Время растворялся иллюзорностью себя-ума ??..??....советы....понимания....продукт иллюзорности ума и эго что им же.....нда....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 15 сен 2011, 12:26

[quote="сашок"]ну да....вот и говорю : а что такое "обще человеческие проблемы" и в чём "проблема для сближени" ? [/quote]
1. Понятие, содержание и сущность глобальных проблем современности.

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества. Сам термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. В современном научном творчестве оформилось особое направление исследования общечеловеческих проблем - глобалистика. В мире, например, ежегодно публикуется 15-18 тыс. работ, посвященных анализу только экологической проблемы. Глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия. С целью полного анализа темы прежде всего будет рассмотрено содержание понятия «глобальные проблемы». По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальных проблем различных типов. Поэтому речь должна идти не о каком-то одном признаке или критерии глобальности, а системе таких критериев, по крайней мере о нескольких интегральных факторах, объединяющих столь разнородные проблемы под понятием «глобальные». Среди некоторых отечественных и зарубежных исследователей в 70-е годы было распространено мнение, что необходимое и достаточное условие признания проблемы «глобальной» состоит в порождаемой ею угрозе для человека и человечества в целом. Другие в качестве главного критерия глобальности принимали географические масштабы распространения проблемы. Узость данного подхода была преодолена в монографических изданиях, увидевших свет на протяжении 80-х годов двадцатого столетия. В них определено, что глобальными являются проблемы, которые по своей сути, затрагивают интересы всего человечества; приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли; создают реальную угрозу для будущего человечества; требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем причина возникновения глобальных проблем, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин «глобальный» имеет три значения: повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов; значительный, масштабный; общий, всеобъемлющий.


Рассмотрим значение данного термина. Значит одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Видимо, данный критерий необходим, но далеко не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем. Согласно второму значению термина «глобальный», это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты. Наконец, признак всеобщности глобальных проблем реализуется в синтетическом взаимодействии ранее указанных признаков, но главное в таком новом критерии как смешанная социо-природная сущность глобальных проблем, объединяющих в единый комплекс как общественные так и естественные по своему происхождению процессы. Смешанная социоприродная сущность глобальных проблем служит решающим критерием глобальности. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности. Лишь наличие биосоциальных или социоприродных аспектов в содержании этих проблем дает право рассмотреть их как глобальные. Итак, система критериев глобальности означает, что глобальность - это единство пространственного географического размаха, общечеловеческой значимости, всемирноисторической актуальности, общепланетарной остроты и опасности, социоприродной и биосоциальной универсальности и совместимости.

Обратимся к одному из наиболее распространенных определений глобальных проблем. (БЭС, М., 1998): «Глобальные проблемы - современные проблемы существования и развития человечества в целом - предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов; преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности; регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми ресурсами - продовольствием, промышленным сырьем, источниками энергии; предотвращение отрицательных последствий развития науки и техники. Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует признания необходимости международного сотрудничества» (стр.286).

Очевидна неполнота, а главное, неточность, данного определения, где не видно основного - объективности в появлении глобальных проблем, вытекающей из нового этапа научно-технической революции. А ведь это принципиально, так как сегодня и в научной и в политической литературе вполне распространено мнение о возможности для России избежать соприкосновения с глобализацией. Некоторые политики даже публикуют серии статей под лозунгом: «Нет империалистической глобализации!». Думается, что важно и другое замечание, а именно: глобальные процессы, объективно нарастая, развиваются неравномерно, а не являются следствием неравномерности общественного развития, т.е. путается причина и следствие. Этот подход с тех пор, когда марксистская идеология все противоречия современности стремилась объяснить неравномерностью развития капиталистических стран. Определение кочевало из учебников в словари, потерялись сноски на классиков и решения партсъездов, но само определение осталось. Что в принципе весьма для нынешней политической науки в России. Важно и другое: требуется особая понятийная ясность, когда мы используем понятия «проблемы» (наиболее часто упоминающиеся) и «процессы». О чем же мы все-таки говорим, когда рассматриваем вопросы глобализации, - о проблемах или процессах? Для этого полезно рассмотреть иные трактовки.

Можно использовать, например, определение политолога В.А. Мальцева: «Глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознавания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития».

В связи с таким в общем-то общепризнанным определением встает немало вопросов, особенно конкретного политического характера. Прежде всего потому, что мы, в России, еще только выходим на уровень практического принятия решений. А раз так, то оказывается, например, что большинство авторов (даже когда называют это явление процессом), имеют в виду проблему. Так, в учебнике политологии (авт.: Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов: Политология, «Юристъ», 1999) в специальном параграфе «Глобальные процессы формирования современного миропорядка» (стр. 444) написано: «На рубеже третьего тысячелетия основными проблемами, стоящими перед человечеством, вне всякого сомнения, являются те, от которых зависит его существование, судьбы всех народов. Такие проблемы принято называть глобальными.

В другом учебнике по политологии - В.А. Мальцева - делается попытка определения, из которой также видно, что автор очевидно ставит знак равенства между понятиями процесса и проблемы: «Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. (В.А. Мальцев. Основы политологии. М. 1997, стр.461).

Иными словами, эти авторы ставят знак равенства между двумя понятиями – «проблема» и «процесс». Такая трактовка, на самом деле, влечет за собой совершенно иное восприятие, иной анализ. Именно поэтому следует обратить внимание на принципиальную разницу между ними.

Проблема (от греческ. problema - задача) в широком смысле этого понятия - сложный, теоретический или практический вопрос, требующий, как правило, адекватной теории для своего решения. Процесс (от лат. processus - продвижение) - это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо.

Эта разница важна потому, что отличая процесс от проблемы, мы можем сделать, важнейший вывод во-первых, о том, что некая глобальная проблема появилась в результате неких процессов, становящихся (или уже ставших) глобальными. Иными словами, глобальная проблема, как правило, не возникает «вдруг». Она становится следствием развития общества, может быть увидена до того как превратится в проблему, требующую решения. Можно также, во-вторых, предположить, что некие глобальные процессы пока еще не стали глобальными проблемами, но, вероятно, могут ими стать. Сегодня, например, такой глобальный проблемой (и не только для России) может быть стать катастрофический рост внешней задолженности, или подмена Североатлантическим союзом функций Совета безопасности ООН. В-третьих, глобальные процессы в отличие от глобальных проблем не всегда создают непосредственную угрозу человечеству. Они, безусловно, влияют на развитие человечества. И влияют, как правило, по нарастающей. Но это влияние может не только не нести угрозы, но, более того, сказываться позитивно на развитии человечества. Либо нести в себе как отрицательные, так и положительные черты. Например, глобальный процесс роста значения образования, превращение образования в ведущую производительную силу, в отрасль экономики, обладающей эффективностью, в т.ч. и рентабельностью. По сути дела меняется сам предмет воздействия, когда основные усилия инвестиций вкладываются уже не в средства производства, а в человека. В-четвертых, Россия отнюдь не всегда может решать глобальные проблемы, хотя бы потому, что у нее просто нет ресурсов. А главное, что этого сегодня делать может быть и не нужно. Иными словами вовлеченность, степень участия России в решение мировых глобальных проблем должна быть внимательно изучена. Например, насколько Россия сегодня может считать себя ответственной за происходящее во всех регионах мира. А может быть, с учетом наших приоритетов и возможностей, пересмотреть ряд своих внешнеполитических обязательств и амбиций? В-пятых, процесс, а тем более процессы, могут и должны идти неравномерно. Как следствие - неравномерность экономического развития. Более того, процесс, в т.ч. и глобальный может останавливаться и даже идти вспять. С проблемой это допустить сложно. Проблемы, как правило, сами по себе не решаются. Что же касается глобальных процессов, то можно, например, предположить, что опережающие темпы экономического развития США, характерные в последнее десятилетие, отнюдь не обязательно сохранятся и в будущем десятилетии. Как и лидерство в информатике и связи (если, например, допустить, что найдется умное правительство у какого-нибудь развитого государства, обладающего запасом фундаментальных исследований и НИОКР, которое захочет «перескочить» через технологические этапы). В-шестых, среди глобальных процессов трудно выделить главный (например, экономический, финансовый, международный), хотя авторы и считают, что основной процесс глобализации все-таки научно-технический, еще конкретнее - информационно-коммуникационный.

Так, например, одним из важнейших глобальных процессов, влияющих на человеческую цивилизацию, является информатизация человечества. Как важнейшая часть - интернетализация. Последствия этого процесса во всех областях - военной, политической, культурной, экономической - трудно переоценить. По мере усиления с конца 80-х годов, процесс интернетализации прошел несколько стадий - охватил научную и военную элиту США, вышел за пределы этой страны, наконец, превратился в глобальный процесс. Уже в конце 90-х годов многие политики и ученые увидели, что в результате его лавинообразного роста могут появляться не только положительные, но и отрицательные проблемы глобального характера для человечества. В ноябре 1999 года, например, в рамках ЕЭС проходила конференция, на которой политические и экономические лидеры стран Западной Европы весьма обеспокоено анализировали будущие глобальные проблемы, связанные с распространением интернет. Были предприняты и решительные меры для устранения его негативных последствий. Примечательно, что российские ученые и политики, исследующие тему глобальных проблем в 90-е годы, даже не назвали процесс информатизации в качестве возможной глобальной угрозы. Иными словами налицо отставание российской элиты в осмыслении, сущности и последствий глобализации. Этот разрыв превращается в пропасть, когда речь идет о практических шагах.

Итак, глобальные проблемы представляют собой причудливое переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, политико-идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире. Этот тезис станет более понятным при рассмотрении причин возникновения глобальных проблем современности. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма т.е. в ХVП - ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система «человек – природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. «Историю можно рассматривать с двух сторон - писали в работе «Немецкая идеология» к. Маркс и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга». Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы «человек – природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от «предпроизводства» (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественноэкономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.


Важно отметить, что в данном аспекте мы ставим на первый план уже не отношения человека и природы, а социальные отношения. Объясняется это тем, что с завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Однако характер этой взаимообусловленности существенно меняется. О гармонии между человеком и природой с момента утверждения первой антагонистической формации уже не могло быть и речи.

Напротив, с течением времени развивались и углублялись конфликты, перерастающие в антагонизмы. Антропогенная деятельность в рамках частной собственности, настолько нарушала присущие природе состояния, что приводила к острокризисным ситуациям. Конкретные причины этих кризисных ситуаций могли быть различными, но во всех случаях в их основе лежали два фактора: развитие производства и социальная почва, на которой оно развивалось. Таким образом, поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой - тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Он означал, что человек постепенно все более овладевал искусством борьбы со стихийными силами природы, подчинял ее себе, добивался таких изменений, которые необходимы ему для жизни. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу, как уже отмечалось ранее, человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия грозящие весьма неприятными, а подчас трудно предвидимыми последствиями. Эти противоречия в конечном счете и вызывали к жизни глобальные проблемы. Однако противоречия в системе «человек - природа» - не единственный источник возникновения глобальных проблем. Как уже отмечалось ранее, другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми. Каждая ступень развития антагонистических отношений означала новый качественный этап во взаимоотношениях человека, общества и природы. Вывод, что развитие человеческой цивилизации и материальной ее культуры объективно порождает конфликты общества с остальной природой в целом правомерен. Однако никакой фатальности в развитии этого конфликта не существует. Он может быть успешно разрешен в том случае, когда человек, овладев закономерностями развития природы, приводит свою деятельность в соответствии с этими закономерностями, учитывает их, предвидит последствия своих действий. Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок. Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало прежде всего ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы. Главной социальной целью эксплуататорского способа стало присвоение прибавочного продукта. Социальной предпосылкой обострения глобальных проблем современности, как показывают исследования истории системы капиталистического хозяйства, являются отношения частной собственности на средства производства. Они и определили практику капиталистического отношения к природе и человеку. Частнособственническая экономика руководствуется главным стимулом - стремлением к получению максимальной прибыли. В свое время этот стимул сыграл немаловажную роль в прогрессивном развитии цивилизации, способствовал динамичному развитию всех форм человеческой деятельности. Однако, превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторванным от более значимых с точки зрения социального прогресса устремлений. Именно эта цель господствующих в антагонистическом обществе классов обусловила, во-первых, угнетение трудящихся слоев населения, постоянное насилие над ними в интересах стабилизации существующего строя. Во-вторых, она породила угнетение одних народов другими, захват чужих территорий и экономическую экспансию. В-третьих, цель наживы порождала и порождает безудержную эксплуатацию природных богатств. Таким образом, именно на почве государства частнособственнических цивилизаций и под их влиянием сложилась система современных глобальных проблем. Возникновение и углубление глобальных проблем происходило с одной стороны, в результате развития человека и его деятельности, его отношений с остальной частью природы, то есть в результате совершенствования способа производства материальной жизни. С другой же стороны возникновение и углубление этих проблем стало результатом социального прогресса, перехода человечества с одной ступени общественного развития на другую на базе частнособственнических отношений. То есть, собственно в философском плане само возникновение глобальных проблем является результатом опережающего научно-технического прогресса с прогрессом социальным и нравственным. Глобальные проблемы, которые зародились в начальный период социального развития человечества, приобрели опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80гг. ХХ века. Здесь следует отметить, что одним из факторов усугубления противоречий глобального масштаба было противоборство двух общественных систем. Глобальные проблемы современности, как уже неоднократно отмечалось, не признают государственных границ, проявляются в государствах всех общественных систем. В силу своего содержания и взаимосвязанности процесса развития человечества, разрешение глобальных проблем возможно лишь в общемировом масштабе.

Анализ глобальных проблем немыслим без их научной, логически стройной типологии. В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым, на наш взгляд, является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система «общество-общество». Вторая группа - из отношений «человек- природа», и третья - «человек - общество». В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей. Каждая из них слагается из определенного количества типов глобальных проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием «общемировые глобальные проблемы» или «интерсоциальные проблемы». Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.

Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как «общепланетарные глобальные проблемы», и выделить 8 типов.

Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

Проблема предупреждения энергетического кризиса.

Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать «общечеловеческими» глобальными проблемами.

Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека.

Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

Общечеловеческое - это те факторы к предпосылки, те ценности, которые действительно способствуют выживанию, сохранению и развитию человечества, созданию благоприятных условий для его бытия, для раскрытия его потенций. Общечеловеческое в условиях обострения проблем самосохранения и выживания становится нравственным императивом, отражается в сознании и психологии людей, в ломке их устоявшихся представлений, социальных ожиданий и ценностных ориентаций. Оно рассматривается как необходимая предпосылка продолжения истории, общественного прогресса. Дело в том, что процесс освобождения старого общества от классовых и социальных антагонизмов заметно все больше отстает от стремительного нарастания глобальных проблем, опасности самоуничтожения цивилизации. Поэтому, наблюдается возрастание значения общечеловеческих целей и задач, понимание того, что без их решения просто невозможно существование любых народов, классов, государств. Общечеловеческий характер глобальных проблем современного этапа общественного развития отчетливо проявляется в процессе анализа глобальных противоречий. Здесь следует отметить, что деление глобальных проблем на отдельные группы, приведенное ранее, весьма условно. В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с целостной системой глобальных проблем, ибо они тесно и глубоко связаны между собой. Более того, ни одна из глобальных проблем не может рассчитывать на эффективный научный анализ и конструктивное разрешение вне учета всей их системы, сложившейся на современном этапе естественно-исторического и социального развития цивилизации. Целостность глобальных проблем может проявляться в следующих формах:

в форме комплекса, когда выделяется некоторая совокупность таких проблем и взаимосвязь обуславливающих их факторов (природных, социально-экономических);

в форме организованной системы, в которой наличие постоянных связей между ее элементами приводит к появлению определенных свойств, не присущих элементами в отдельности;

в форме органичной системы, то есть такого целого, которое в процессе развития проходит последовательные этапы усложнения и дифференциации.

Существуют и иные примеры систематизации существующих глобальных проблем. Так, в учебнике политологии В.А. Мальцева, предлагается следующий перечень главных проблем: нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела; проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепление доверия к сотрудничеству между народами; экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы; преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки; проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений. (В.А. Мальцев. Основы политологии. М., 1997,стр.462).

Надо сказать, что такой перечень - классический подход к проблемам глобализации, сложившийся в 80-е годы. По сути дела один из вариантов такого старо-нового подхода мы видим в попытке объединить глобальные проблемы в несколько групп (Ю.В. Ирхин и др. стр.444): международные социально-политические проблемы: предотвращение ядерной войны; снижение уровня гонки вооружений, урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов, формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами; международные социально-экономические и экологические проблемы: преодоление слаборазвитости и связанной с ней нищеты и культурной отсталости; поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов, оптимизация демографической ситуации, освоение в мирных целях космического пространства и Мирового океана; обеспечение экологической безопасности производства (включая военное), всех природных и рукотворных условий существования человечества; проблемы человека: соблюдение основных прав и свобод; обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах), демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры и т.д.

Глобальные проблемы современности находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, следует иметь в виду «горизонтальную» взаимосвязь и взаимозависимость в рамках выделения групп глобальных проблем, затрагивающих основные общности современной цивилизации (система «общество - общество»), а также отношений «человек - общество» и «человек - природа». Действительно, преодоление, например, продовольственных или сырьевых трудностей предполагает, в частности решение глобальной энергетической проблемы, что связывается не только с более рациональным использованием традиционных, но и основанием новых источников энергии, практическим использованием ресурсов энергии космического пространства и Мирового океана. Если обратиться к системе проблем «человек - общество», в которую включены в частности, проблемы научно-технического прогресса, то очевидно, что развитие науки, техники и технологии оказывает воздействие не только на прогресс материального производства, но и предполагает дальнейшее развитие человеческого потенциала, связанных с ним проблем образования, культуры, здравоохранения и др. Вместе с тем развитие самого человека является важнейшим регулирующим фактором, которым располагает общество для выявления и реализации позитивных направлений социального и научно -технического прогресса цивилизации. С другой стороны, очевидна «вертикальная» взаимосвязь глобальных проблем между выделенными их группами. В реальности, трудно рассчитывать на позитивное разрешение продовольственных, энергетических или экологических трудностей в рамках системы «человек - природа», если не исходить из необходимости создания адекватных социально-экономических условий целенаправленного развития научно-технического прогресса. Наконец, в качестве общей предпосылки разрешения всей системы глобальных проблем выступают проблемы первой группы (система «общество - общество»). Лишь совокупное «вертикальное» и «горизонтальное» рассмотрение глобальных проблем создает объективные предпосылки для их анализа. Анализ данной тематики будет неполным без привлечения современного фактического и статистического материала, иллюстрирующего обострение глобальных проблем современности. Покажем это на отдельных примерах. Одной из глобальных проблем современности являются вопросы войны и мира. Гонка вооружений, несмотря на «потепление» международной обстановки, имеет колоссальные негативные последствия для современного человечества. Она обедняет мировую экономику, провоцирует агрессивные тенденции во внешней политике отдельных государств, милитаризует духовную культуру, политическое мышление. Гонка вооружений привела к тому, что во второй половине 80-х годов разрушительная мощь мирового ядерного потенциала более чем в 100 раз превышает суммарную огневую мощность оружия, используемого всеми воющими странами во второй мировой войне. Возьмем другую проблему отставание в развитии развивающихся государств. В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны выполняют роль аграрно-сырьевой периферии. Развитые страны различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики. При низком уровне экономического потенциала в условиях стремительного прироста населения, развивающиеся страны были вынуждены брать крупные ссуды у международных финансовых учреждений. Но по мере роста объема кредитов росла и кабала. В данное время задолженность стран «третьего мира» составляет 1,25 трлн. долларов и продолжает расти. В 1977 году развивающиеся страны выплатили кредиторам только по процентам 15 млрд. долларов; в 1986 году - уже 70 млрд. долларов. Долг ложится тяжелым бременем на население государств. В развивающемся мире сейчас 700 млн. голодающих, 1,5 млрд. лишены медицинской помощи, в крайней нищете проживает 1 млрд. человек. Чрезвычайно обострилась в современных условиях экологическая проблема. Состояние нынешней экосистемы не случайно характеризуется, как «экологическая бомба» или «экологический инфаркт». К числу основных причин, породивших экологическую проблему можно отнести исторически сложившийся традиционный подход к материальному производству. Он складывался столетиями и предполагал создание мощных монопредприятий. На каждом из них производился один или несколько основных продуктов, остальное шло в отходы, которые нужно было где-то хранить, уничтожать и т.п. В современных условиях из сырья, добываемого человечеством используется всего лишь 1-3 %, а оставшиеся более 90 % в деформированном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду. Чем это грозит в перспективе нетрудно представить, если учесть, что объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8-10 лет. За последние два столетия в результате переработки ископаемого топлива в атмосферу было выброшено около 180 млрд.т. углекислого газа. В итоге его концентрация повысилась в течение указанного периода на 25 % и повышается ускоренными темпами: только с 1960 г. она возросла почти на 8 %. В результате появились явные признаки изменения состава атмосферы в глобальных масштабах. Над планетой появился колпак из углекислого газа, что породило так называемый «парниковый климатический эффект»,следствием которого стало повышение температуры в атмосфере, таяние льдов в Арктике и Антарктике. Глобальное потепление приведет к тому, что температура воздуха в следующем столетии будет повышаться со скоростью около 0,3 за 10 лет. В результате к 2025 г. она возрастет на 2 градуса, а к 2100г. - на 4 градуса. Глобальное потепление будет сопровождаться увеличением осадков. В результате таяния вечных льдов и усиления атмосферных осадков уровень Мирового океана повысится к 2030 г. на 20 см. и к концу следующего столетия - на 65 см. Прогнозируемое поднятие уровня океана на 65 см. вызывает опасную ситуацию для жизни 800 млн. человек. Ученые с озабоченностью отмечают, что выбросы химических соединений в атмосферу непреклонно ведут к уменьшению плотности озонового слоя в верхних слоях атмосферы, который выполняет функцию фильтра. Истончение этого слоя приведет к увеличению проникновения ультрафиолетового излучения на поверхность Земли. Следствием этого является распространение раковых и сердечно-сосудистых заболеваний, снижение продолжительности жизни людей, возрастание количества неполноценных детей. Так, в середине 50-х годов генетически неполноценные новорожденные составляли примерно 4 %, в настоящее время данный показатель в развитых странах достиг 10 %. Нарушение экологического равновесия имеет еще целый ряд важных последствий.


Среди глобальных проблем в последнее десятилетие одной из наиболее актуальных стала проблема нарастающего внешнего долга, а, как следствие, - и экономической, политической и финансовой зависимости государств, отстающих в темпах развития от государств-кредиторов. Особенно остро это чувствуется на примере России, чей внешний долг за 10 лет вырос с 50,0 млрд. долл. (внешний долг СССР) до 150,0 млрд.

Сегодня, к сожалению, все дискуссии вокруг этого долга сводятся лишь к выплате процентов по долгам Лондонскому и Парижскому клубам. И правительство, и политическая элита обеспокоена на первый взгляд только частной задачей: как заплатить проценты в 2001, 2002 и, особенно, в 2003 году. Понятно, что тактически эта проблема волнует правительство больше всего в силу своей неотложности, связанностью с доходными статьями бюджета. Вместе с тем проблема стратегического государственного курса остается вне дискуссий, а тем более принятия конкретных решений. Важно отметить, что советскими и зарубежными учеными различных отраслей знания доказано, что критическими для человечества в контексте обострения глобальных проблем станет уже начало следующего века.

2. Глобализация как тенденция современного мирового развития.

Существует огромное разночтение в понимании самой сущности глобализации. Это касается буквально всех аспектов сущности глобализации, начиная от самого факта ее признания, позитивного, либо негативного восприятия, истории, а тем более конкретных, специфических процессов глобализации - экономических, международных и т.д. Отчетливо этот тезис прозвучал в докладе на Совете по внешней и оборонной политике академика Е.М. Примакова, таким образом охарактеризовавшего свое отношение: «Я сначала постарался познать, что такое глобализация, для себя. Прочел много материалов, написанных на эту тему. В общем, оценки совершенно различны. Некоторые считают, что процессы глобализации начались практически до Первой мировой войны и были ею прерваны. Другие считают, что от глобализации отошли только после Второй мировой войны, когда началась политика протекционизма. Третьи считают, что глобализация охватывает все и вся, а первым глобалистом стал Кант, который заявил о том, что мир един и нужно мировое правительство. В общем, оценки чрезвычайно разнообразные, и они в принципе не дают возможности сразу же остановиться на каком-то одном варианте, который совершенно точно попытался бы всесторонне охватить это явление, столь часто употребляемое во всех научных работах, столь модное и сейчас, и в 90-е годы».

Итак, история вопроса вызывает немало споров: кто-то считает, что глобальные процессы начались с эпох великих географических открытий, кто-то - с Э.Канта, а кто-то с книгопечатания. Думается, что первые предпосылки возникновения глобальных проблем, или начало процесса глобализации, можно отнести ко второй половине XX века, точнее 1945-75 годам. (Хотя Е.М. Примаков, например, относит этот период к временам Э.Канта). И вот почему. Вторая мировая война стала по сути дела первой глобальной войной, в которую в той или иной степени оказались вовлечены все континенты. Сразу же после войны была создана по сути дела глобальная международная организация - ООН. В эти же годы стала рушиться колониальная система и возник комплекс социально-экономических проблем развивающихся независимых государств. В эти же годы процессы научно-технической революции, в т.ч. связи и информации, не только сложились, но и стали влиятельным политическим и экономическим фактором. Примечательно, что еще в начале 40-х годов В.И. Вернадский предсказал, спрогнозировал появление ноосферы, как «сферы разума», т.е. появление принципиально нового фактора, влияющего на развитие человеческой цивилизации. Можно сказать, таким образом, что первый период формирования глобальных процессов пришелся на третью четверть XX века.

Второй период - 1970-ые - 1990-ые гг. можно охарактеризовать, как переход процессов глобализации в формально признанное мировым сообществом состояние, когда «вдруг» человечество столкнулось с комплексом глобальных проблем, назвало их, и предприняло первые робкие попытки их решения, например, в области международной безопасности, помощи развивающимся странам, экономического и гуманитарного сотрудничества.

С конца 90-х годов начался третий период глобализации, у которого появились существенные особенности:

Во-первых, достижения НТР в области информатики и связи, развитии международных контактов, в особенности, бурное развитие Интернет, привело к созданию глобального мирового сообщества, когда национальные границы во все большей степени становятся условностями. Во всяком случае, сохранение закрытых, авторитарных обществ, ограничение передачи знаний, информации и передвижений людей становятся практическим невозможными. Само по себе это уже не просто позитивное явление, но и проблема, а иногда угроза национальной идентичности, т.е. национальной безопасности;

во-вторых, очевидный рост влияния США - не только политического, экономического, финансового, но и информационного, технологического, осознанное стремление использовать это влияние в соответствии с национальными интересами и ценностями США, придает особую специфику всем без исключения глобальным проблемам. Позиция США, их роль в решении глобальных проблем, становится в ряде случаев не просто важной, но и решающей. Очевидно, что далеко не всегда американские интересы и ценности совпадают с интересами других стран;

в-третьих, многие нации и государства справедливо обнаружили в процессах глобализации явную угрозу своему развитию, даже существованию. В целом ряде стран появилась озабоченность правящих элит, сформировались социальные группы противодействия процессам глобализации. Иными словами, произошла серьезная переоценка, когда эти процессы стали восприниматься в том числе и исключительно с негативными характеристиками.

В условиях нынешнего монополярного мира тенденция к глобальной унификации отчасти компенсируется различиями крупных образований, объединяющих их, - региональными, культурными, социально-экономическими. С превращением мира в однополярный, в котором доминирует одна сверхдержава, действие этих компенсирующих факторов во многом снимается и начинаются негативные черты глобализма.

В такой глобальной обстановке (а после распада Советского Союза и системы Варшавского Договора в мире существует именно она) происходит и вульгаризация идеи глобализма. Сегодня на практике глобализация означает фактически трансформацию значительной части мира в своего рода Pax Americana со стандартизированным образом и идеалами жизни, формами политической самоорганизации общества, типом массовой культуры, жизненными ценностями и др.

В этой связи необходимо повторить, что отнюдь не однозначно к глобализации относятся на Западе, в т.ч. и в США. Так, Н.Извеков справедливо пишет: «В настоящее время в серьезных изданиях США в той или иной форме ведется дискуссия на весьма актуальную тему об усиливающемся процессе глобализации и корпоратизации мировой экономики. При этом просматриваются два основных подхода к этой объективной тенденции, обусловленной в первую очередь активным процессом научно-технического прогресса в последние десятилетия. Происходящие ныне процессы часто именуют также «технологической революцией». С одной стороны в США громко звучат мнения о том, что глобализация и сопутствующая ей модернизация несут с собой всеобщий прогресс и процветание, которые также приведут к утверждению «западных» культурных, моральных и иных ценностей повсюду в мире.

Однако с таким оптимистическим прогнозом не согласны многие ученые и политические аналитики как в самих Соединенных Штатах, так и в ряде других развитых стран Запада, которые считают подобные суждения не просто поверхностными, но и вводящими в заблуждение, а поэтому опасными. Например, хорошо известный в Соединенных Штатах журнал политического инакомыслия «Нэйшн», в июле 1996 г., посвятил свой специальный выпуск проблеме глобализации, в частности ее теневой стороне. В передовой статье этого выпуска отмечалось: «Глобализация - это главное политическое явление наших дней, которое ведет к возникновению новых фундаментальных неравенств, снижению зарплаты, ухудшению природной среды, подрыву стандартов в области прав человека, по мере того как регионы и государства соревнуются между собой за инвестиции со стороны корпораций».

Тезис об увеличении социального неравенства подкрепляется ссылкой на данные Бюро статистики США за июнь 1996 г., согласно которым разрыв между богатыми и бедными в этой стране достиг максимальной величины за весь период после окончания второй мировой войны. По расчетам американских экономистов, в нынешних условиях лишь незначительное меньшинство (около 20%) населения в той или иной мере может выиграть либо сохранить социальный статус в процессе реализации технологической революции, а подавляющее большинство рискует оказаться за пределами «прогресса», причем около трети уже ощутило на себе подобный негативный эффект. Эти подсчеты, однако, относятся лишь к развитым странам, в то время как в развивающихся государствах с их быстрым ростом населения соотношение «имущих» и «неимущих» может оказаться еще более неблагоприятным, а, следовательно, проблема окажется еще острее.

Рифкин обращает внимание на такие аспекты нынешнего глобального развития, как определяющая роль в нем транснациональных корпораций (ТНК). Он указывает на то, что в последнее время высшее руководство ТНК утрачивает чувство гражданской ответственности по отношению к какому-либо конкретному государству, приобретая черты «новых космополитов». Исследователь также проводит мысль, что нынешняя глобальная по своим масштабам деятельность ТНК по существу создает угрозу существования большинства национальных государств, поскольку они лишаются главного - экономического суверенитета».

Почти как апокалиптическое предупреждение звучат слова Рифкина: «Мы вступаем в новую эпоху глобальных рынков и автоматизированного производства. Путь к экономике почти без рабочих четко виден. Приведет ли этот путь в надежную гавань или к ужасной пропасти, будет зависеть от того, насколько хорошо цивилизация сумеет подготовиться к после рыночной эре, которая последует за третьей промышленной революцией. Конец работе может означать смертный приговор цивилизации в той форме, в какой мы ее знаем. Конец работе может также сигнализировать о начале новой социальной трансформации, возрождению человеческого духа. Будущее в наших руках».

Опасность такого «глобализма» не только в том, что он нарушает права народов на самостоятельное развитие. Тем самым ограничиваются и ресурсы поливариантного развития человечества, необходимые как гарантия корректности хода и перспектив его развития в возможных кризисных ситуациях.» В этом смысле возникает, может быть, самый главный конфликт глобальных процессов. С одной стороны, основным предметом воздействия, основным средством производства становится интеллект человека, а значит его личность, самобытность, творческий потенциал, которые должны стремится к развитию полной реализации. А с другой - всемирная унификация, стремящаяся усреднить все и вся.

3. Пути и возможности решения глобальных проблем.

Обострение глобальных противоречий ставит в повестку дня общую для всех проблему выживания человечества. Различными специалистами вкладывается разное содержание понятия выживания. Например, под последним нередко понимают притупление социально-классовых конфликтов с целью преодоления ядерной войны или экологической катастрофы. Высказывается также суждение, что концентрация сил выживания и развертывания их действий будет идти наряду с разрешением социально-экономических, нравственно-этических конфликтов и противоречий, которые должны постепенно решаться на гуманистической основе. Это суждение ближе к реальностям общественного развития, его объективным законам. Важно отметить, что само понятие «выживание» применительно к человеческому обществу не сводится только к сохранению оптимальных физических и естественно-природных условий существования людей. И в этом смысле масштаб измерений выживания предполагает: продолжение общественного прогресса, дальнейшее развитие цивилизации; достойное существование всех стран и народов; гарантию естественного права на жизнь и развитие каждого индивида; приоритет естественного и природного начала над научно-техническим компонентом. Основным из перечисленных направлений развития является обеспечение социального прогресса человечества. Таким образом, следует вывод, что для оптимального решения глобальных проблем современного этапа общественного развития необходимы две группы предпосылок: научно-технические и социально-политические. Содержание первых состоит в обеспечении научно-технического прогресса в степени, необходимой для регулирования естественно природных процессов; вторых - в создании таких социально-политических условий, которые дадут возможность практически решать глобальные проблемы. Наиболее полное решение глобальных проблем требует, очевидно, коренного преобразования общественных отношений в масштабе мирового сообщества. Значит на ближайший обозримый период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции. Вполне возможно, что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости. Изменятся отношения собственности. Во всяком случае понятие «частной собственности» как собственности, с которой ее владелец может делать все, что ему заблагорассудится,- станет явным анахронизмом. И мы видим, что уже сейчас общество накладывает различные ограничения на использование частной собственности в таких формах, как государственная, акционерная или кооперативная формы собственности. Тотальный отказ от всех благ нынешней цивилизации невозможен, а система жестких запретов, скорее всего, не даст результатов. Лишь глубинные духовные и материальные процессы внутри народной жизни смогут дать реальный выход из кризиса. Надеяться на безболезненность подобного рода процессов не приходится, ибо речь об определенной системе ограничений, о сознательном подчинении своей индивидуальности определенной общественной необходимости, новым принципам нравственности. Иными словами необходимо переосмысление всей системы ценностных ориентаций и смена жизненных установок, смещение акцентов со средств жизни, которыми так долго были заняты люди, на цели жизни. Может быть, эти великие испытания и приведут не только к преображению бытия, но и духовному преображению. И тогда «глобальная катастрофа» обернется не гибелью людей, а восхождением их на новую ступень.

Особенностью современного этапа развития человечества является, в частности, чрезвычайное обострение глобальных проблем. Обострение глобальных проблем создало принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле.

В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это, прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Центральным звеном стратегии решения глобальных проблем является развитие всеобъемлющего международного сотрудничества, объединение разнообразных усилий всего человечества. Итак, у мирового сообщества существует объективная возможность сохранить себя и жизнь на планете. Проблема в том - сумеет ли оно воспользоваться этой возможностью?

Список литературы
1. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1997. – 480 с.

2. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.

3. БЭС, М., 1998.

4. Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов: Политология, «Юристъ», 1999

5. В.А. Мальцев. Основы политологии. М. 1997, стр.461
Последний раз редактировалось lilu 15 сен 2011, 12:29, всего редактировалось 1 раз.
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 15 сен 2011, 12:57

.....лилу....эт серьёзно ??..?? ...ты думаешь что кому то это любопытно читать ??..??....о.....отнюдь.....хотя сашок не против того, что б человек жил сыто, тепло и удовлетворённо в своих восприятиях....не против.....но ведь говорю сейчас не о массе...о человеке ОДНОМ из этой массы говорю...а значит о КАЖДОМ....верно ??...?? НЕ ? ....или всё же таки следует всех в одну массу и на огонь ??..?? ....похоже что лилду не протупит сейчас....не сглупит , настаивая, что "проблемы обще человеческие" не являются ПЕРСОНАЛЬНОЙ проблемой КАЖДОГО....или будет настаивать на массовке ??..??.....о...
...
...
так вот о человеке.....человеке в современности.....хотя с таким же успехом можно и о человеке прошлого иль будущего говорить....о....
....
....
свободность, счастливость и радостность возможна только там, где нет нужды за них держаться, удерживать эту свободность, счастливость и радостность...НЕ ? ....не так ??..??
...
...
тот, кто ВНЕ нужды УДЕРЖАТь, т.е. тот, в ком приятие всего сущего позволяет не держаться за это сущее, быть в этом без сопротивления собой.......тот ВНЕ ВСЕХ проблемм....а еды и одежды хватает....и кров - не проблемма....
....
....
и это "дело" каждого....персонально....не массовкой....массовка не избавляется от иллюзий-себя-персоны....НЕ?.....ну ладно....не лилу же тему открыла....зачем ей так настаивать на утверждениях Время ??..?? ...зачем тек УДЕРЖИВАТЬСЯ за это понимание ??..??....неуж то не видать своей несвободы и несчастливости при этом настаивании ??..??....о.....ооооо......дык....присмотрись....гы....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 15 сен 2011, 13:10

сашок это не от меня тебе.. а от Время...
у него спойлер не работал...
так чта..
а у меня по прежнему {









}
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 16 сен 2011, 21:58

lilu писал(а):сашок это не от меня тебе.. а от Время...
у него спойлер не работал...
так чта..
а у меня по прежнему {









}



не спрашиваю лилу о том, можно ли как то уместить в эти скобочки вот это : " Время - он - Паша.. понял? " ибо оно уже вмещено ею.....нда.....((но возможно сашок чего то не доганяет)))....эт нормально....и то , что всё это оправдано умом с оглядкой на Время, на необходимость кому то "помогать", причём любая, абсолютно любая т.н. "помощь", предлагается умом именно в свете того, что помогать будет делу БЛАГОМУ, НЕ ? ведь не поспешит же лилу помогать подросткам, избивающим женщину, идущую из магазина, НЕ? а вот помощь Времени, у которой там что то....это дело благое.....сашок умышленно так муссирует слово "благое", что б хоть как то намекнуть лилу.....на слова Мастера о благих делах и дороге, вымощеной в АД......намекаю и на оправдательность этой благостью...и на суждение в этой благости из этой благости....нда....но....лилу, доверьтесь,как только ваш ум застынет настолько , что б не более чем рябь по глади его течения....тот час заговорю с вами ....а пока....только намёк....только намёк.....
....
....
если лилу "считает", что она уже "достигла" и "молчит"....гы....какое то время он(ум) (ум "лилу") может пребывать в этом убеждении....самим собой то бишь.....и даже когда страдание ума и психики, а так же боль телесная ввиду этой страдательности, будут неким образом оправданы умом "лилу", он может пребывать убеждённостью себя-"реализованного"....нда....но через какое то время так иль иначе эта убеждённость растаит.....не может быть иначе....страдательность так иль иначе появится - се ля ви, пока человек, пока ум, пока сон....
....
....
но как только случится опыт осознания Пути....тогда всё....тогда искатель становится идущим....идущим Путём к Богу....тогда ....ну да что я повторяю одно и то же сотнями сообщений...читай в НЕ-УМ разделе....там есть мои откровения об себя-опыте....и понимающий пишет о том же опыте, и Антар....
....
....
когда страдательность перестанет проявляться тобой даже в тех ситуациях, что связаны с самым "сокровенным" (родными, близким, детьми, и пр...и тем что ими и с ними...)...когда даже смерть иль жестокая на первый взгляд потеря не возмутят течение твоего ума, невозмутимостью пронзённого.....
....
....
это состояние тебя, тот час засквозит здесь...сейчас....оно станет заметным ....заметным для такого же невозмутимого ума, и конечно же видимым для того, кем не-ум, кем Мастер....о....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение Время » 16 сен 2011, 22:29

Сашок мы уже на пол пути к горезонту событий, где нас ждет творец и его любовь никогда не покинит нас и мы его.
Бог душа творения - творение душа Бога.
Аватара пользователя
Время
*********
*********
 
Сообщения: 595
Зарегистрирован: 10 май 2011, 15:48
Откуда: Москва.
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: День Нежности

Сообщение сашок » 16 сен 2011, 23:11

Время писал(а):Сашок мы уже на пол пути к горезонту событий, где нас ждет творец и его любовь никогда не покинит нас и мы его.


гы.....горе и зонт.....похоже что от горя под зонт.....гы.....викепедия : http://ru.wikipedia.org/wiki/Горизонт

не.....ты уже в горе и под зонтом....ум всегда в горе и всегда под зонтом....горе - страдательность ума, зонт - оправдание всему эТОМУ....гы.....ждёт.....нда....мы и творец.....смишно...немного....гы....ты...эт...не пыжься, Время....каждому своё...эт Геббельс сказал а наци подхватили и даже вывесили на входе одного из концлагерей.....нда.....смишной этот Геббельс....доктор наук....но угадал..... : каждому уму в теле разЛИЧНОМ - своё....своя иллюзия....гы....умом сашка - своя....
сашок
**************
**************
 
Сообщения: 2083
Зарегистрирован: 23 янв 2009, 00:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 16 сен 2011, 23:15

с сашком ум согласен - иллюзия
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение lilu » 16 сен 2011, 23:31

phpBB [video]

phpBB [video]
Достигший -молчит.Идущий -информирует готовых.
Прикоснувшийся -умничает и поучает.
Невежа -не понимает,боится, обвиняет и нападает.
А понимающий -смеется!:)

Мир всегда прав! в смысле ты всегда - идиот в его глазах.
Аватара пользователя
lilu
************
************
 
Сообщения: 1493
Зарегистрирован: 22 мар 2011, 15:08
Откуда: anima55@mail.ru
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Re: День Нежности

Сообщение *Amzinybe* » 17 сен 2011, 09:44

Последнее видео - фантастика !
Но и реальность в то же время !
Сила !
*Amzinybe*
****************
****************
 
Сообщения: 3937
Зарегистрирован: 10 мар 2010, 14:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

След.

Вернуться в МЕДИТАЦИЯ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Claude [Bot] и гости: 0