Зороастри́зм (авест. vahvī- daēnā- māzdayasna- — «благая вера почитания Мудрого», перс. بهدین, behdin, «благая вера», курд. Zerdeştî[4]) — одна из древнейших религий[5], берущая своё начало в откровении пророка Спитамы Заратустры[6], полученном им от бога Ахуры Мазды[7]. В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем Средневековье зороастризм был распространён преимущественно на территории Большого Ирана.
Ахурамазда (пехл. Ормазд) — Творец духовного и физического миров, всеблагой единый Бог светлой силы, основные эпитеты которого «Светлый» и «Славный» (точнее, «Полный хварна», сияющей царской славы).
Несмотря на бытовавшее в то время в иранском и индийском обществе многобожие, Зороастр выделил
Ахурамазду в качестве единого Бога, создавшего небо и Землю. В вероучении Зороастра Ахурамазда был создателем шести духовных первотворений: Воху Маны (благого помысла), Аша Вахишты (наилучшей истины), Хшатра Ваирьи (власти избранной), Спетна Армаити (святого благочестия), Хаурватата (целостности) и Амеретата (бессмертия). Каждое из первотворений является отдельной составляющей единого целого, названного Амешаспентой, своеобразным воплощением эманации Бога. Каждая из эманаций получила своё воплощение с различными элементами мира материального. Так, Воху Мана покровительствует скоту, Аша Вахишта — огню, Хшатра Ваирья — металлам, Спента Армаити — земле, Хаурватат — воде, Амеретат — растениям, а сам Ахурамазда, как тот, кто создал всё сущее, — человеку. Также после распространения зороастризма последователи продолжили почитать различных арийских богов, считая, что они также подчиняются Ахурамазде[15].
Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма
противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.
Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахурамазда).
Друдж — это антитеза Аши, буквально:
ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши; праведные; те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые; несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахурамазды праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.
Два духа
«Дух» в зороастрийском понимании — это «мысль» (mainyu, перс. minu).
Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) —
символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра-Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахурамазды и его мира, его разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца — следовать Спента-Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахурамазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).
Заратустра (ок. III века н. э., найдено в Сирии)
В своём учении Зороастр говорит о существовании двух духов, олицетворяющих добро и зло, находящихся в постоянном противостоянии. Все живые существа, сопровождаемые этими двумя духами, должны сделать свой выбор: следовать праведному пути, воплощая в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра), или избрать Друдж (ложь, зло)[16].
Учение Зороастра было основано на концепции дуализма, позволяющей объяснить существование в мире зла, основой которого являлась вера в единого Бога[17].
Зороастр ни в коем случае не отделяет этих духов-богов в две отдельные составляющие, что могло бы дать основание говорить об абсолютном дуализме.
Существует Ахурамазда — создатель всего сущего, где выбор и
жизненный путь каждого существа определяется на добровольной и ненасильственной основе.
Каждый волен выбрать путь правды и истины или же разрушения и лжи.В более поздних эпохах вера в двуединую сущность претерпела изменения, превратившись в полноценный дуализм, где Ахурамазда стал синонимичен Спента-Маинью в противостоянии с воплощением зла Ангра-Маинью[18].
Свобода выбора является основополагающим принципом зороастрийского учения. Эту религию называют «религией выбора»: человек волен выбирать между злом и добром, истинным путём и ложным, путём спасения души или осуждения и непринятия[19].
Выбор праведного пути не означает отказа от материальных благ и красот мира. В зороастризме к материальному миру относятся с большим уважением.
У любого сущего есть два начала: космическое и духовное. В первую очередь создаётся духовная составляющая, которая впоследствии обретает материальную форму. Так как материальная оболочка куда более уязвима, перед натиском Ангра-Маинью, проникнувшем в мир, на свете появились добро и зло. Также появились горести и беды, злые животные и болезни[20]. Согласно зороастрийскому учению, люди были созданы для того, чтобы поклоняться Ахурамазде и совершать ритуалы в честь Амешаспент, тем самым приближая исполнение главной задачи — победы добра над злом[21].
Заратуштра
Основная статья Заратуштра
Заратуштра — согласно учению зороастрийцев, единственный пророк Ахурамазды, принёсший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в единого бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.
Исповедание веры
Ясна 12 представляет собой зороастрийский «символ веры» (Фраваран). Основное её положение: «Ахурамазде я причисляю все блага». Иначе говоря, последователь Заратустры признаёт единственным источником блага Ахурамазду. Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя:
Маздаясна (почитателем Мазды);
Заратустри (последователем Заратустры);
Видаэва (противником дэвов — безнравственных арийских богов);
Ахуроткаэша (приверженцем религии Ахуры).
Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства скота, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «умиротворяющей», «слагающей оружие», «брачно-родственной» и «праведной»[22]
Огонь и светСогласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому, желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету: источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Между тем, не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет.
По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие — как духовное, так и телесное. Иерархия огней приводится в Ясне 17 и Бундахишне:
Березасаванг
(высокоспасительный) — горящий перед Ахурамаздой в раю.
Вохуфриян (благодружественный) — горящий в телах людей и животных.
Урвазишт (приятственнейший) — горящий в растениях.
Вазишт (действеннейший) — огонь молнии.
Спаништ
(святейший) — обычный
земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (победоносный); тот, что горит в храмах.В исполнении религиозных церемоний огонь является наиболее важным фактором. Несмотря на то, что огонь долгое время был важен в жизни и ритуалах индоевропейских народов, Заратустра придал ему новое религиозно-духовное значение. В понимании Зороастра огонь — это живой символ чистоты и нравственности.
Существует три рода священного огня:
Первый из них и наиболее важный — священный огонь Бахрам, который состоит из 16 видов пламени и
которому воздаются особого рода почести и молитвы. Входить в место, где горит этот огонь, может лишь достойнейший из священнослужителей.Следующий из видов огня — это чуть менее почитаемый огонь Азаран. Службу у этого огня могут вести мобеды.
Последний из видов огня, Дадгах, может быть передан служителем любому зороастрийцу для установления дома[23].
Рай и ад
Учение Заратустры — едва ли не древнейшая такая религиозная система, где, в качестве одного из ключевых элементов, в основу вероучения положен принцип, согласно которому существует личная ответственность души за совершённые деяния в земной жизни[источник не указан 71 день]. Заратустра называет рай «наилучшим существованием» (vahišta ahu, отсюда перс. behešt «рай»). Ад именуется «дурным существованием» (dužahu, отсюда перс. dozax «ад»).
Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния — и высшую ступень Гародману («Дом песни»), Анагра раоча («Бесконечные сияния»), где пребывает сам Бог.
Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — Друджо Дмана («Дом лжи»).
Избравших Праведность (Ашу) ждёт райское блаженство, а избравших Ложь — мучения и саморазрушение в аду. Зороастризм вводит понятия посмертного суда, представляющего собой подсчёт деяний, совершённых в жизни. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, язаты ведут душу в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша (дэв смерти).
Распространена также концепция моста Чинват (разделяющего или различающего), ведущего в Гародману над адской пропастью. Для праведников он становится широким и удобным, а перед грешниками он обращается в острейшее лезвие, с которого те проваливаются в ад.
Фрашокерети
Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратустры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашокерети (Фрашкард) —
«Делание (мира) совершенным».
Каждый праведный человек своими деяниями приближает это радостное событие. Зороастрийцы верят, что в мир
должны прийти три саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратустрой. В конце времён, перед последней битвой, придёт последний саошьянт.
В результате битвы Ангра Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники — воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
Зороастризму с его развитой эсхатологией чужды представления о цикличности творения и реинкарнации.
Авеста
Страница из рукописи Авесты. Ясна 28:1
Основная статья: Авеста
Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути это собрание разновремённых текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период
на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским».
Даже после появления в Иране письменности, тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах, когда в V—VI вв. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит.
Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.
Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратустры, посвящённые Ахурамазде, в которых излагаются основы его вероучения, его философский и социальный посыл, описывается награда праведникам и поражение злобных. Некоторые реформистские течения в зороастризме
объявляют только Гаты священным текстом, а остальную Авесту имеющей историческое значение. Однако наиболее ортодоксальные зороастрийцы считают всю Авесту словом Заратустры. Поскольку
значительную часть внегатической Авесты составляют молитвы, даже реформисты в большинстве своём не отвергают эту часть.
Об иранских верованиях до зороастризма известно очень мало. Учёные считают, что эта древнейшая мифология была похожа на древнейшую индийскую мифологию[24].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0 ... 0%B7%D0%BC