Я не вижу никакое пользы в гневе.
Ты думаешь, что гнев приходит в тебя извне и себе хочется заставить его уйти? Ты уверена, что гнев приходит извне? … мы учимся тому, как обращаться с нашим гневом, как позаботиться о нашем гневе. Гнев – довольно неприятная штука. Он как грязь. Но без грязи мы не можем вырастить цветы лотоса. Поэтому в некотором смысле грязь полезна. То есть ваш гнев тоже полезен в некотором смысле. Поэтому может быть и не нужно изгонять его, не нужно выталкивать его прочь, если вы можете извлечь из него пользу и вырастить на его почве лотос мира, радости и прощения.
Гнев поднимается не откуда-то извне, а изнутри, из-за того, что в нас нет понимания, и поэтому мы не можем любить. Но если мы посмотрим глубоко, вслушаемся глубоко, мы может прийти к пониманию, а там, где есть понимание – есть любовь, а где есть любовь – сам гнев трансформируется. И вам не нужно вытаскивать из себя гнев и выбрасывать его прочь. На самом деле вы можете использовать гнев. Если вы держите гнев в ладонях понимания и сострадания, гнев сам превращается в любовь и сострадание.
Допустим, какой-то приятель сказал вам что-то недоброе этим утром. Он сделал или сказал что-то не доброе и в вас поднимается гнев. И если вы не являетесь практикующим, вам хочется ударить его. Наказать его. И этот гнев - в нас. И этот гнев – он как грязь, которая может заляпать всё вокруг. И поэтому нужно помнить, что это – грязь, и следить, чтобы она не запятнала нас самих и других людей. И вот вы можете сделать спокойный и осознанный вдох, и посмотреть на этого человека. И что же вы видите в этом человеке? Вы увидите, что в нем есть насилие, есть гнев. Если бы он был счастлив, он бы никогда так не поступил. Он бы не стал совершать это насилие. Он несчастлив, он страдает. И он хочет как-то избавиться от этого страдания и, делая что-то нехорошее и недоброе, он думает, что так он будет меньше страдать. Это не очень разумно с его стороны. И вот вы видите: человек несчастен. В нем есть гнев и насилие. И он не знает как справиться со своим страданием, с этим насилием внутри себя, и он естественно распространяет свое страдание вокруг себя, на других людей. Поэтому когда вы видите этот гнев в нем, и понимаете его природу, в вас самих уже нет гнева. Вы думаете: «Бедный…, он страдает. Я не хочу наказывать его. Я не хочу, чтобы он страдал еще больше. Я хочу, чтобы он страдал меньше.» И вы ему улыбаетесь и говорите: «Дорогой друг, я знаю, что ты страдаешь. Я на тебя не сержусь, даже если ты говоришь мне такие вещи, даже если ты причинил мне боль, потому что ты страдаешь, и я не виню тебя и не сержусь. Я осознаю дыхание вдохи и выдохи, я понимаю тебя и потому не сержусь. Я не страдаю.» В этом случае ты хороший практикующий. И он будет удивлен. Потому что обычно люди реагируют иначе. Они стараются ударить его в ответ или сказать что-то обидное. Но ты поступаешь с мягкостью, любящей добротой, улыбкой. И он будет удивлен, и однажды спросит тебя: «Как ты это делаешь? Как тебе удается сохранять спокойствие и мирный настрой, когда я делаю такие обидные вещи по отношению к тебе?» И тогда ты расскажешь ему, как ты учишься осознанному дыханию и осознаванию гнева внутри себя и внутри другого человека.
https://www.youtube.com/watch?time_cont ... lFXU_gVrps – Тит Нат Хан