Levis писал(а):Владимир Есаков писал(а):Я решил из того что Он был и человеком.
Если он нормальный человек, то у него нет связи с Духом, а если Он Бог, то у него есть эта связь и гнев ему не нужен.
Если ты мирянин (не христианин), то для тебя априори существует только ОДНО определение Гнева (из всех возможных).
Т.е. тебе нет никакого смысла втирать про Праведный Гнев, ввиду того, что ты сам- неправедник, и грешен, но Грешником себя-не признаешь.
И т.к. Грехов у тебя -нет, то и противодействия греху (в виде праведного гнева) у тебя ( и для тебя) тоже нет и быть не может.
Все упирается в твою Веру и Греховность. В твоей КМ этих понятий просто нет, и как прямое следствие - нет и праведного гнева.
http://www.predanieneo.com/t4143-topic
Все христиане знают, что у Бога гнев только праведный (Потоп, Садом и Гоморра,казни Египетские) , но есть ли праведный гнев у человека?
Конечно же есть, вот только нужно различать этот гнев от гнева, порождающего грех.
Праведный гнев, по словам отцов Церкви, это гнев, направленный против зла, против греха; пресекающий это зло. Такой гнев не заражает сердце злобой, мстительностью, злопамятством.
Если человек увидит, напр., как бьют другого человека, то неужели пройдет молча мимо, не возмутиться, не попробует пресечь такое зло? Или промолчит против богохульства, клеветы, лжи?
И , наоборот, неправедный гнев направлен против человека, а не против его греха. Даже, если человек такой гнев не покажет явно, но , впустив в свое сердце, он уже согрешает. И это все равно проявится в виде мстительности, злорадства и т.д.
ап.Павел в своем Послании к Эфесянам писал:
"Гневаясь, не согрешайте :солнце да не зайдет во гневе вашем..."
т.е. даже при гневе можно не грешить.
вот как толкует этот отрывок св.Иоанн Златоуст:
Что же говорить он? "Гневаясь, не согрешайте". Хорошо не гневаться; но
если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время:
"Солнце", – говорит, – "да не зайдет во гневе вашем". Ты не можешь
удержаться от гнева? Гневайся час, два, три; но да не зайдет солнце,
оставив нас врагами. Оно по благости (Господа) взошло, – да не зайдет
же, Сиявши на недостойных. Если Владыка послал его по многой своей
благости и сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему
ближнему, то подумай, какое это большое зло.(беседа 14)
http://agios.org.ua/wiki/index.php
Или слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди:
" А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду".
т.енапрасный (неправедный) гнев.
Толкования св.отцов на эти слова ( тут есть разномыслия):
Святой Василий Великий допускал проявление праведного
гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен
против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако Василий
Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев
напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое.
Святой Григорий Богослов, не допуская проявление
справедливого гнева людей благочестивых, писал так: “гнев питай на
одного только дьявола, через которого ты пал” (“Творения”, том 4, слово
44). В “Слове на гневливость” этот Святой о гневе говорит так:
“Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один
гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного
людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый
дикий и черный – есть гнев” (“Творения”, часть 5).
Августин Блаженный полагал, что словами Иисуса Христа
воспрещается гнев на брата, но не на грех. Этот Святой признавал, что
разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, и
что застаревший гнев может породить ненависть. И на основе этого
советовал не допускать гнева по причине и без причины, и даже имея
основания к гневу, не допускать этого чувства, избегать затаивания
гнева и ненависти. (Августин Блаженный. Толкование Нагорной проповеди
извлеченное из его творений).
Совершенно иное толкование словам Иисуса Христа о гневе придавал Святой Иоанн Златоуст.
Он считал, что словами Спасителя о гневе на брата своего “гнев не
уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только
умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем,
но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не гнев
собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и
пророк сказал: “гневаясь не согрешайте” (Псалом 4,5). Посмотри сколько
добра произвел гнев Апостола Павла против коринфян. Посредством гнева
также обратил он опять и отпавший народ галатийский и многих других”
(Беседы на Матф. 16,7). Этот Святой высказал и такую мысль: “Гнев
внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других
согрешающих” (Беседы на псалмы, 4).
Преп.Симеон Новый Богослов:
Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум,
и пока ум сей был здрав, пребывали в своем чине и эти движения, именно:
пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев (чрез
раздражение, ревность) опять это же самое пожелание раздражал и приводил в
напряжение, чтоб оно с большим рвением вожделевало оных благ божественных и,
мало-помалу востекая горе, приблизилось к Богу и Им услаждалось. Но поелику ум
наш занемог и потерял здравие, которое хранило его в должном порядке, и, как
больной и поврежденный, вышел из своего чина и растлился, и стал, вместо того
чтоб помышлять о небесных благах, помышлять только о мирском, то по сей причине
вожделевает он того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и чрез то
уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по уму
благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для которых даны
естеству человеческому и гнев (раздражительность, энергия), и пожелание. Тот же
христианин, который не таков, еще не сделался христианином, и пусть он не
обманывает себя.
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=words#word78
Свт.Григорий Богослов:
А если ты читал,о гневе мужей благочестивых, то найдешь, что гнев их всегда
был справедлив. И я думаю даже, что это был не гнев, а наказание,
справедливо положенное на злых. И это наказание не было для низ злом;
напротив того, удары были весьма полезны для требовавших многого
очищения в жизни, потому что иглистая ветвь сама призывает на себя
острие железа, - полезны говорю как до Закона, так и при Законе, пока он
не приобрел надлежащей силы, как несовершенно еще укоренившийся в
людях» (Григорий Богослов, святитель. На гневливость. Творения. Т. 2 С П
б., без года изд. Репринт. С. 205).
Свт.Иоанн Златоуст:
Творец внедрил его в нас для исправления грешников, возбуждения ленивой и
беспечной души, для пробуждения спящего и предавшегося расслаблению,
как острота в железном орудии, так сила гнева внедрена в нашей душе,
чтобы мы пользовались им надлежащим образом. Поэтому и Павел часто
пользовался им, и во гневе своем был вожделеннее говорящих кротко, делая
всё в надлежащее время для пользы проповеди. Ведь кротость не вообще
хороша, но тогда, когда этого требует время; а без этого и она бывает
слабостью, и гнев дерзостью» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы о святом
апостоле Павле. Беседа 6. Творения. Т. 2. Книга вторая. С П б., 1896.
Репринт. С. 551 .
Свт.Василий Великий:
Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был
весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и
бесстыдно совершаемое Замврием и Мидианитянкою, так что они не скрыли
позорного зрелища своего срама, тогда не потерпев сего, благовременно
воспользовался раздражительностью, и пронзил обоих копьем (Чис. 25, 8,
8) . И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на середину, царя
амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1 Цар.
15)? Так раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И
ревнитель Илия, в рассудительном и целомудренном раздражении, к пользе
Израиля предал смерти 450 пророков Валаловых и 400 пророков дубравных,»
питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 19) (Василий Великий,
святитель. Беседа 10. На гневливых. Творения. Т. 2. С П б., 1911.
Репринт. С. 167).
Все христиане знают, что у Бога гнев только праведный (Потоп, Садом и Гоморра,казни Египетские) , но есть ли праведный гнев у человека?
Конечно же есть, вот только нужно различать этот гнев от гнева, порождающего грех.
Праведный гнев, по словам отцов Церкви, это гнев, направленный против зла, против греха; пресекающий это зло. Такой гнев не заражает сердце злобой, мстительностью, злопамятством.
Если человек увидит, напр., как бьют другого человека, то неужели пройдет молча мимо, не возмутиться, не попробует пресечь такое зло? Или промолчит против богохульства, клеветы, лжи?
И , наоборот, неправедный гнев направлен против человека, а не против его греха. Даже, если человек такой гнев не покажет явно, но , впустив в свое сердце, он уже согрешает. И это все равно проявится в виде мстительности, злорадства и т.д.
1)Гнев (неправедный) - чисто человеческое чувство неконструктивного плана.
(когда некий предохранитель слетает и человек действует эмоционально,ходячая бездумная эмоция,состояние аффекта)
2).Праведный гнев (законные действия осуществлённые из состояния Справедливости в трезвом уме и ясной памяти) - чувство человека обращённое в себя и на свои грехи.
3).Праведный гнев - обращаемый против врагов Бога
4).Гнев Господень - обращаемый против грешников, для вразумления праведников.
ап.Павел в своем Послании к Эфесянам писал:
"Гневаясь, не согрешайте :солнце да не зайдет во гневе вашем..."
т.е. даже при гневе можно не грешить.
вот как толкует этот отрывок св.Иоанн Златоуст:
Что же говорить он? "Гневаясь, не согрешайте". Хорошо не гневаться; но
если кто впадет в эту страсть, то, по крайней мере, не на долгое время:
"Солнце", – говорит, – "да не зайдет во гневе вашем". Ты не можешь
удержаться от гнева? Гневайся час, два, три; но да не зайдет солнце,
оставив нас врагами. Оно по благости (Господа) взошло, – да не зайдет
же, Сиявши на недостойных. Если Владыка послал его по многой своей
благости и сам оставил тебе согрешения, а ты не оставляешь их своему
ближнему, то подумай, какое это большое зло.(беседа 14)
http://agios.org.ua/wiki/index.php
Или слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди:
" А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду".
т.енапрасный (неправедный) гнев.
Толкования св.отцов на эти слова ( тут есть разномыслия):
Святой Василий Великий допускал проявление праведного
гнева, для того, чтобы исправить согрешившего. Такой гнев был направлен
против греха, а не против согрешившего брата своего. Однако Василий
Великий соглашался с тем, что и такой вид гнева может перейти в гнев
напрасный, потому что душа, начав с хорошего, может впасть в худое.
Святой Григорий Богослов, не допуская проявление
справедливого гнева людей благочестивых, писал так: “гнев питай на
одного только дьявола, через которого ты пал” (“Творения”, том 4, слово
44). В “Слове на гневливость” этот Святой о гневе говорит так:
“Сержусь на домашнего беса, на гневливость и мне кажется что этот один
гнев справедлив, если уже надобно потерпеть что-нибудь из обычного
людям. Знаю, что из многих корней, от которых прозябает зло, самый
дикий и черный – есть гнев” (“Творения”, часть 5).
Августин Блаженный полагал, что словами Иисуса Христа
воспрещается гнев на брата, но не на грех. Этот Святой признавал, что
разгневанный человек никогда не считает свой гнев не справедливым, и
что застаревший гнев может породить ненависть. И на основе этого
советовал не допускать гнева по причине и без причины, и даже имея
основания к гневу, не допускать этого чувства, избегать затаивания
гнева и ненависти. (Августин Блаженный. Толкование Нагорной проповеди
извлеченное из его творений).
Совершенно иное толкование словам Иисуса Христа о гневе придавал Святой Иоанн Златоуст.
Он считал, что словами Спасителя о гневе на брата своего “гнев не
уничтожается совершенно; страсть гнева может быть полезна, если только
умеем пользоваться ею в приличное время... когда мы не за себя отмщаем,
но обуздываем дерзких и обращаем на прямой путь беспечных. Не гнев
собственно есть нарушение закона, но гнев не благовременный; посему и
пророк сказал: “гневаясь не согрешайте” (Псалом 4,5). Посмотри сколько
добра произвел гнев Апостола Павла против коринфян. Посредством гнева
также обратил он опять и отпавший народ галатийский и многих других”
(Беседы на Матф. 16,7). Этот Святой высказал и такую мысль: “Гнев
внедрен в нас не с тем, чтобы мы грешили, но чтобы останавливали других
согрешающих” (Беседы на псалмы, 4).
Преп.Симеон Новый Богослов:
Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум,
и пока ум сей был здрав, пребывали в своем чине и эти движения, именно:
пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев (чрез
раздражение, ревность) опять это же самое пожелание раздражал и приводил в
напряжение, чтоб оно с большим рвением вожделевало оных благ божественных и,
мало-помалу востекая горе, приблизилось к Богу и Им услаждалось. Но поелику ум
наш занемог и потерял здравие, которое хранило его в должном порядке, и, как
больной и поврежденный, вышел из своего чина и растлился, и стал, вместо того
чтоб помышлять о небесных благах, помышлять только о мирском, то по сей причине
вожделевает он того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и чрез то
уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по уму
благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для которых даны
естеству человеческому и гнев (раздражительность, энергия), и пожелание. Тот же
христианин, который не таков, еще не сделался христианином, и пусть он не
обманывает себя.
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=words#word78
Свт.Григорий Богослов:
А если ты читал,о гневе мужей благочестивых, то найдешь, что гнев их всегда
был справедлив. И я думаю даже, что это был не гнев, а наказание,
справедливо положенное на злых. И это наказание не было для низ злом;
напротив того, удары были весьма полезны для требовавших многого
очищения в жизни, потому что иглистая ветвь сама призывает на себя
острие железа, - полезны говорю как до Закона, так и при Законе, пока он
не приобрел надлежащей силы, как несовершенно еще укоренившийся в
людях» (Григорий Богослов, святитель. На гневливость. Творения. Т. 2 С П
б., без года изд. Репринт. С. 205).
Свт.Иоанн Златоуст:
Творец внедрил его в нас для исправления грешников, возбуждения ленивой и
беспечной души, для пробуждения спящего и предавшегося расслаблению,
как острота в железном орудии, так сила гнева внедрена в нашей душе,
чтобы мы пользовались им надлежащим образом. Поэтому и Павел часто
пользовался им, и во гневе своем был вожделеннее говорящих кротко, делая
всё в надлежащее время для пользы проповеди. Ведь кротость не вообще
хороша, но тогда, когда этого требует время; а без этого и она бывает
слабостью, и гнев дерзостью» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы о святом
апостоле Павле. Беседа 6. Творения. Т. 2. Книга вторая. С П б., 1896.
Репринт. С. 551 .
Свт.Василий Великий:
Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был
весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и
бесстыдно совершаемое Замврием и Мидианитянкою, так что они не скрыли
позорного зрелища своего срама, тогда не потерпев сего, благовременно
воспользовался раздражительностью, и пронзил обоих копьем (Чис. 25, 8,
8) . И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на середину, царя
амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1 Цар.
15)? Так раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И
ревнитель Илия, в рассудительном и целомудренном раздражении, к пользе
Израиля предал смерти 450 пророков Валаловых и 400 пророков дубравных,»
питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 19) (Василий Великий,
святитель. Беседа 10. На гневливых. Творения. Т. 2. С П б., 1911.
Репринт. С. 167).