Ниргуна Брахман

Автономный проект Море

Модератор: More

Куратор темы: More

Ниргуна Брахман

Сообщение More » 12 дек 2022, 13:58

Ниргуна Брахман

Ниргуна Брахман
Высшая реальность без качеств:

निर्गुण, nirguṇa, буквально означает «без гун»;
ब्रह्मन्, brahman – «Брахман, Абсолют».
Ниргуна-брахман – это непроявленный, безличный Бог, формально противопоставляемый Сагуна-брахману, который обладает качествами, именами и атрибутами. В действительности они являются одним и тем же Брахманом.

Понятие «ниргуна» впервые зафиксировано в «Шветашватара-упанишаде», VI.11:

Nirguna.jpg

एको देवः सर्वभूतेषु गूढः सर्वव्यापी सर्वभूतान्तरात्मा । कर्माध्यक्षः सर्वभूताधिवासः साक्षी चेता केवलो निर्गुणश्च ॥

eko devaḥ sarvabhūteṣu gūḍhaḥ sarvavyāpī sarvabhūtāntarātmā | karmādhyakṣaḥ sarvabhūtādhivāsaḥ sākṣī cetā kevalo nirguṇaśca ||

«Единый Бог, скрытый во всех существах, всепроникающий, Атман внутри всех существ, Надзирающий за действиями, обитающий во всех существах, свидетель, мыслитель, единственный и лишенный свойств».

(Пер. А. Я. Сыркина.)

Концепция Ниргуна- и Сагуна-брахмана появилась в ранней адвайта-веданте и получила активное развитие в работах Шанкарачарьи.

Ниргуна-брахман в адвайта-веданте
Классические Упанишады были написаны разными авторами в разное время и не имеют последовательного мировоззрения, однако Шанкара настаивал на их истолковании единым способом. Он считал, что знание о Брахмане, получаемое из Упанишад, должно быть во всех отношениях непротиворечивым, и стремился примирить различные воззрения на Высшую реальность.

В ранних Упанишадах Брахман описывается то как обладающий качествами, то как не имеющий их. Иногда оба типа определений соседствуют в одной шлоке:

द्वे वाव ब्रह्मणो रूपे मूर्तं चैवामूर्तं च, मर्त्यं चामृतं च, स्थितं च यच्च, सच्च, त्यच्च

dve vāva brahmaṇo rūpe mūrtaṃ caivāmūrtaṃ ca, martyaṃ cāmṛtaṃ ca, sthitaṃ ca yacca, sacca, tyacca

«Поистине, существует два образа Брахмана: воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный».

(«Брихадараньяка-упанишада» II, 3, 1, пер. А. Я. Сыркина)

Шанкара предлагает объяснение, обоснование того, почему о едином Абсолюте можно мыслить столь разным образом: дело в активности космической иллюзии – майи. По отношению к Брахману майя выступает как его сила (шакти). По отношению к индивиду майя выступает как незнание (авидья). «На самом деле» Брахман бескачественен (ниргуна), безличен и неизменен, но преломляясь в майе, он «становится» Сагуна-брахманом, Ишварой. Майя скрывает от нас единство подлинной реальности и развертывает мнимое многообразие мира с его субъект-объектной двойственностью (посредством адхьясы – «наложения» неподлинных характеристик на подлинные, наподобие того, как это происходит при иллюзорном восприятии змеи, за которую принимают веревку).

Согласно Шанкарачарье, на высшем (парамартхика) уровне существования и знания, с точки зрения освобожденной души Брахман не дифференцирован и не обусловлен (ниргуна). На «профаническом» (вьявахарика) уровне познания, с точки зрения души зависимой «Брахман должен быть, по-видимому, причиной Вселенной, одаренной всеведением и другими атрибутами» (сагуна).

Щанкара определяет Ниргуна-брахман как Пара, т. е. Высшую реальность. В двайте Мадхвы и вишишта-адвайте Рамануджи Пара признается Сагуна-брахман, в форме Вишну.

Ниргуна-брахман у натхов
В качестве синонима к понятию «Ниргуна-брахман» может использоваться слово «акула» («непроявленная, трансцендентная реальность»), «шуньята» (пустота).


Практикуя исихазм состояние ниргуна брахмана достигается. Что есть Покой Господа.
More
****************
****************
 
Сообщения: 4939
Зарегистрирован: 12 авг 2005, 07:50
Откуда: Potsdam (DDR)
Благодарил (а): 195 раз.
Поблагодарили: 78 раз.


  • Похожие темы
    Комментарии
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Форумы More

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0