Анни писал(а):ВОРОН - олицетворение всех темных сил, инкарнация Черного Змея, один из творцов мира - сотворил ущелья, горы.
- не всё так просто:
Черного ворона следует отнести к числу самых противоречивых символов. Для большинства народов Азии, Африки и Америки он служил солнечным знаком, символом мудрости, долголетия, проницательности и предвидения. В Древнем Риме ворон являлся воплощением надежды, а в Китае и Японии — эмблемой семейной любви. Что же касается народов средневековой Европы, то они расценивали черного ворона как самую зловещую птицу, аллегорию беды и зла, как мрачный символ войны и смерти.
В мифологии древних греков, иранцев и китайцев ворон предстает в роли посланца и вестника солнечных богов (Аполлона, Митры и др.) и символом самого солнца. Наиболее интересна в этом отношении солнечная эмблема китайской династии Шу, изображающая мифического ворона с тремя лапами. Трехногий ворон олицетворял три положения дневного светила: восход, зенит и закат солнца.
В мифологии некоторых отсталых племен Северной Америки ворон признается демиургом, богом-творцом всего сущего, поэтому канадские эскимосы почтительно именуют его Отцом народа. Тлинкиты, большое индейское племя на Аляске, считали мудрого ворона Йела родоначальником клана воронов, творцом людей и устроителем космоса. Индейцы навахо, поклоняясь вещей птице, называли ворона Черным богом. В многочисленных мифах индейцев подчеркивались такие качества ворона, как мудрость, хитрость, бесстрашие и воспитанность, а мифы африканцев прославляют его как верного помощника человека, проводника и вестника, чья проницательность позволяет избегать опасностей. Тем же символом проницательности ворон выглядит и в библейском мифе о Великом потопе: взлетев с Ноева ковчега, крылатый разведчик сумел разыскать спасительную сушу.
В Северной Европе ворон сделался грозным символом войны у яростных «королей моря» — викингов. Спутниками скандинавского бога Одина были два мудрых ворона: Хугин и Мунин. Ворон был изображен и на знамени легендарного вождя викингов Рагнара Лодброка. Древнее предание гласит о том, что ворон Раг-нара обладал даром пророчества и советовал хозяину, когда следует выступать в поход: если на расчехленном знамени птица гордо расправляла свои крылья, значит, норманнов ожидала впереди победа и богатая добыча, но если она бессильно свисала в складках полотнища, Рагнар откладывал отплытие драккаров до лучших времен.
В средневековой Европе, где опустошительные набеги викингов ставили на одну доску с чумой, ворон стал визуальным олицетворением зла и знаком смерти. В сознании европейца эта птица пробуждала картины и ассоциации одна мрачнее другой: воронье, хищно кружащее над устланным трупами полем битвы; вороны, выклевывающие мертвые глаза повешенных; зловещее хриплое карканье старого черного ворона, пророчащее неминуемое несчастье, и т.д. Таким образом, за вороном в Европе прочно закрепилась пугающая репутация вестника зла, отразившаяся во многих средневековых преданиях. Из среды простонародья дикие суеверия быстро проникли во дворцы знати. Габсбурги, например, обзавелись даже собственными пугалами: увидеть семь воронов одновременно для любого представителя этого прославленного рода было равносильно смертному приговору. Если верить легенде, проклятие на Габсбургов навлек один из их предков, епископ Страсбургский, изгнавший воронов из облюбованной ими башни — их карканье отвлекало святого отца от благочестивых размышлений.
В христианской иконографии тем не менее образ ворона предстает в самом выгодном свете, что объясняется позитивным влиянием библейской мифологии. Согласно одному из мифов, ворон принес хлеб голодному пророку Илие во время его скитаний в пустыне. Впоследствии этот сюжет распространился и на других христианских святых: Антония, Бенедикта, Онуфрия и Павла Отшельника. Так непререкаемый авторитет Библии обелил черного ворона.
В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса ворон оказался в числе атрибутов персонифицированной Надежды, поскольку в его карканье римлянам слышалось латинское слово «cras» («завтра»). Это доказывает, что древние римляне вглядывались в день грядущий с большим оптимизмом, в противном случае они сделали бы черного вещуна сотоварищем аллегорического Горя-Злосчастия.
В военном деле «воронами» римляне именовали абордажные мостики с крючьями на концах, крепившиеся на носах боевых кораблей. Во время морского сражения «ворона» перекидывали и зацепляли за борт вражеского судна, после чего по нему переходили римские солдаты.
В алхимии ворон символизировал черный цвет вещества, соответствовавший первому этапу Великого Делания (процесса изготовления мифического философского камня).
В геральдике ворон изображается только черным цветом. Эта эмблема была достаточно широко распространена в германской геральдике, но в русской использовалась крайне редко, да и то только в качестве «говорящей», т.е. лишенной символического значения. Примером тому может служить эмблема ворона в гербах российских дворян Вороновых и Ворониных.
Об отношении к ворону на Руси свидетельствует уже само его наименование («вор-он»). Нелестная репутация вора закрепилась за этой птицей и в крестьянской среде, и в обществе феодалов: первые ненавидели ее за то, что она расхищала посевы зерновых, а вторые — за то, что падкие на блестящие вещицы вороны иногда похищали у них ювелирные украшения, оставленные без присмотра.
Неисчислимые тучи воронья, с криками носившиеся по небу, неожиданно нашли отражение... в древнерусской арифметике: термином «ворон» на Руси передавались умопомрачительные для средневековых людей цифры — от 10 до 100 миллионов.
ВОРОН — птица, с одной стороны, почитаемая за мудрость, но с другой стороны, недобрая, нечистая, связанная с миром мертвых и олицетворявшая иногда все темные силы. В некоторых мифах ворон являлся также прообразом ветра, Стрибожьего внука.
Согласно народным поверьям, ворон — вещая птица; он живет сто или триста лет и владеет многими тайнами, умеет предсказывать смерть и нападение врагов. В некоторых местах верили, что ворон охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся; считалось также, что ворон обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост. Кстати, в некоторых местах такое богатство ворона считалось «неправедным», похищенным, и вообще для поверий о вороне был характерен мотив кражи: считалось, например, что человек станет вором, если съест сердце или мясо вороны, а о человеке, подозреваемом в воровстве, иногда говорили: «Над ним ворона каркает».
Помимо несметных сокровищ, народная традиция связывала ворона также с чудесными источниками живой и мертвой воды: считалось, например, что ворон может проникать в подземный мир (в ад или светлый рай, ирий), где и расположены эти источники, и с их помощью оживлять мертвых (ср. также русские сказки, где обычно именно ворон приносит живую воду и опрыскивает ей героя, после чего тот немедленно воскресает, как бы пробуждаясь ото сна). Кое-где говорили, что ворон носит живую и мертвую воду на своих крыльях.
В народной традиции черный ворон служил олицетворением черной грозовой тучи, скрывающей солнце (ср. поверье о живой воде, т.е. дожде, приносимой вороном); поэтому в поверьях его, по большей части, считали недобрым существом, причастным к нечистой силе. Например, украинцы и белорусы верили, что нечистая сила в облике воронов (ворон) летает ночью по дворам, поджигая кровли, а также слетается и кружит над домом умирающего колдуна, чтобы забрать с собой его душу, когда она покинет тело. Души злых людей также часто представляли в виде черных воронов и ворон. В некоторых местах считалось, что ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме (ср. также черного кота и ворона, служащих помощниками Бабы-Яги в сказках), и что вороны (в одной из быличек — белая ворона) иногда помогают ведьме отбирать молоко у коров. Известны также поверья о злом духе в облике черной птицы (вороны или грача), который крадет и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и не выбрасывает его помета. Иногда считалось еще, что черный ворон, который кружит по небу перед ненастьем, — это либо колдун, который насылает бурю (ср. поверье о том, что ворон приносит на крыльях бурю), либо нечистый дух, который убегает от гибельной для него грозы.
К представлению о воронах и галках как нечистых птицах, связанных с нечистой силой, имеет отношение
запрет употреблять их в пищу. Убивать воронов и ворон зачастую не считалось грехом; при этом убитого ворона или ворону нередко вешали в хлеву или на конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров и не выдаивали молоко.
Ворон, как и муравьи, повсеместно считается связанным с миром мертвых (ср. олицетворение дождевой тучи в образе ворона и древнейшее представление о том, что души умерших пребывают на небесах, там, где находятся запасы дождевой воды). Поверья гласили, что ворон не только часто бывает в загробном мире, но даже иногда вьет там свои гнезда. Ворона в некоторых местах считали вещей птицей, живущей до трехсот лет оттого, что питается только мертвечиной. В раннем арабском свидетельстве ал-Масуди описывается славянский идол в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших; под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В славянской народной традиции также наблюдалась взаимосвязь ворона и муравья, но при этом отношения между ними носили враждебный характер: считалось, что ворон старается вывести своих птенцов в марте или в феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов.
В образе ворона или вороны в народной традиции нередко изображалась смерть. Считалось, например, что Смерть иногда в облике черного ворона является в село и кружит над домом того человека, который скоро умрет. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. В народных поверьях ворон предвещает скорую смерть, пролетая (а тем более кружась) и каркая над головой путника, над домом или двором, над селом, над лесом или над кладбищем, садясь на крышу, на трубу, каркая в селе, ударяя крыльями в окно и т.п. Для человека, отправляющегося на промысел, крик ворона означал неудачу, поэтому охотники избегали упоминания ворона, при необходимости называя его «курицей» или «верховым».
Вороны нередко приносили крестьянам вред, таская со двора цыплят; поэтому против них нередко совершали различные магические действия. Например, белорусы, чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивали на дворе убитую сороку или ворону, а также опрокидывали горшки вверх дном, полагая, что после этого вороны не смогут увидеть цыплят. Ворона в народной традиции также часто связывали с волком: например, в некоторых местах верили, что тот, кто поет в лесу и увидит ворона, вскоре наткнется на волка, а если ворон, пролетая над стадом, начнет каркать, то это предвещает скорое нападение волка на стадо.
Ворон в народе связывается также с кровопролитием, насилием и войной, по-видимому, из-за того, что вороны обычно слетаются на места битв, вообще на мертвечину, и расклевывают мясо мертвых (что также стало причиной отрицательного отношения к этим птицам). Связь с войной могла объясняться также и
олицетворением грозы в виде ворона: известно, что гроза издревле считалась битвой небесных сил, из-за чего грозовые боги (Перун и пр.) традиционно считались также и покровителями воинов и битв. Из-за этого карканье ворона или необычно большие скопления ворон в народе нередко считались предвестниками войны. Однако представление о связи ворона с битвами и пр. крестьяне в некоторых местах обратили себе на пользу: например, кое-где охотники, чтобы ружье стреляло без промаха, смазывали дуло кровью ворона.
Краткая энциклопедия славянской мифологии
Ворон считался священной птицей разных богов разных мифологий. Так он был птицей Аполлона и Афины (у нее была ворона - помощница), древнего Кроноса, ревнивой и подозрительной Геры, ирландского "мастера всех ремесел" Луга. Но наиболее выразительной оказывается роль воронов - спутников скандинавского Одина, бога битв и колдовства. Имена двух его воронов - Хугин и Мунин - "думающий" и "помнящий" (или "мысль" и "память"). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина так же, как волки - его агрессивную и хищную сторону.
Кеннинги с именем ворона
Ворон - птица, поедающая трупы убитых врагов и друзей - пользовалась особенным вниманием скандинавских скальдов, воспевающих битвы. И скандинавы эпохи викингов не видели в вороне ничего скверного или нечистого. Как птица битвы ворон был равен орлу, также ассоциирующимуся с Одином. Названия всех других птиц мужского пола при соединении со словами "кровь" и "трупы" означали воронов или орлов (например, "тетерев крови" или "коршун трупов"). Это так называемые "хейти" воронов. Как говорит еще Снорри Стурлусон в "Языке поэзии": "Ворона называют: "вран", "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний", "считающий годы", "предвестник трупов".
Посредник
Ворон - летающая птица, потому связан с небом. Вместе с тем его черный цвет и привычка копаться в земле и умерших связывает его с землей. Так ворон становится посредником между небом и землей. Чаще всего он оказывается посредником между живыми и мертвыми, например, принося весть о смерти сына или любимого. В шаманских культурах ворон - посредник между мирами вообще.