Представьте себе, что ребенок учится читать. Вот он выучил одну букву, вторую… Это накопление, не развитие. Вот он научился соединять буквы в слоги, потом стал делать это быстрее, читая слова, предложения, потом он смог прочитать двадцать слов — это все еще накопление. Развитие случается тогда, когда он понимает смысл прочитанного, не обращая внимания на само чтение. Таким образом происходит качественный скачок – от механического повторения слогов к схватыванию смысла. Поскольку в норме это происходит довольно быстро, как бы «само по себе», никто этот качественный переход обычно не замечает. А представьте, если бы ребенок оставался на уровне технического чтения, очень быстрого, быстрее вашего, но так и не понимал бы смысл прочитанного... Кому нужен этот бессмысленный навык? Качественное изменение происходит тогда, когда он понимает, о чем читает. В этот момент буквы и слоги уходят на второй план, они не суть всего этого процесса, ведь чтение нужно, чтобы понимать смысл, а письмо, чтобы его передавать.
А теперь перенесем этот нехитрый пример всем знакомого навыка на общее развитие психики человека. В этом процессе тоже есть горизонтальное накопление и качественные вертикальные скачки. В раннем возрасте развитие происходит особенно ярко и заметно. Вот ребенок не мог отличить сон от яви, а вот он уже различает «я» и «не я». В какой-то момент он вдруг осознает, что другие думают не так, как он, что у других есть своя реальность, свои мысли - и это тоже одна из форм качественного скачка, смена детской эгоцентрической позиции на более взрослую модель (которая, кстати не со всеми происходит, но об этом как-нибудь в другой раз).
Ребенок обучается языку, делает выводы о том, какие правила существуют в семье и обществе, как устроены родители, что можно делать с себе подобными, от чего ему хорошо, от чего плохо, узнает, что миром правят добро или любовь деньги... – идет накопление. Установки, убеждения, социальные программы: «родился-учился-женился», то есть вся обусловленность будущего взрослого человека формируется именно в этом накопительном процессе. В подростковом, юношеском возрасте у некоторых возможен очередной качественный скачок, переводящий человека в другую систему координат – то, что можно было бы назвать психологическим взрослением. Но он так редко случается, что основная часть «взрослых» остаются лишь повзрослевшими детьми - люди с детским сознанием, детским мировоззрением. А далее процесс вертикального развития, как правило, приостанавливается вовсе.
Часто ли вы встречали по-настоящему взрослого человека? А мудрого старика, который сохранил живость и ясность сознания, с которым интересно поговорить, который может поделиться тем, что вы не знаете, открыть вам на что-то глаза?
Возможно, именно из-за дефицита реального развития в современной культуре, термин «саморазвитие» обрел такую популярность. Ведь что только не предлагается сейчас для «взрослых» развивающихся людей: повышение личной эффективности, личностный рост, раскрытие чакр… – ничего вам не напоминает? Все та же индустрия для выросших детей, большой мир развлечений для большого ребенка. Как правило, это все примеры горизонтального накопления. Расти вширь можно бесконечно, но по своей сути это развлечение. Развлекаться – это не плохо, но важно различать понятия.
Развитие – это качественный вертикальный скачок. Вспомните пример с чтением, когда буквы превращаются в слово и отсылают к смыслу. Когда речь идет об общем психическом развитии – это квантовый скачок в сознании, расширение сознания как такового, сопровождающееся качественными внутренними изменениями, затрагивающими всю личность человека: область мыслей, чувств, действий (как в примере с ребёнком, который вдруг увидел себя и мир вокруг себя вместо аморфного сна и начал этот мир активно познавать).
Еще одна хорошая метафора из мира природы, демонстрирующая разницу горизонтального и вертикального процессов – это появление бабочки из гусеницы. Если горизонтальное накопление – это рост гусеницы, смена ее места обитания и, возможно, качества поедаемой пищи, то вертикальное развитие – это превращение гусеницы в бабочку. Такая перемена означает, что у неё появляются качественно иные возможности, иная перспектива, «иная она». Предыдущие стадии развития отпадают за ненадобностью. Противоестественно ползать на брюхе, когда можно летать.
У ребенка такие превращения легко наблюдаемы – он действительно каждый год, а в младенчестве и то динамичнее, не такой, каким был – это и есть признак развития. «Другим» становится не только его внешний вид, а его взгляд на себя и мир вокруг себя.
Вспомните, как вы смотрели на мир глазами ребенка, а потом подростка, каким вам казалось все в юности? С какого момента вы больше ни на грамм не изменились? Кто не смотрит на себя прошлогоднего с легкой ироничной улыбкой о том, каким же вы были идиотом наивным?
Если этого не происходит – ваше развитие остановилось. Возможно, вы растете вширь и прибавляете в копилку знаний и опыта – в этом смысле жизнь уникальный источник. Опыт гарантирован вне зависимости от того, хочешь его или нет. Но наличие опыта и даже накопление большого его количества не всегда означает, что произойдет то самое качественное изменение, тот квантовый скачок, который взорвет ваш привычным мир, пусть даже и мини взрывом и сделает вас «Другим».
Чтобы это развитие осуществилось, должны совпасть два фактора: внутренний и внешний. Внутренний – это готовность психики (мозга, если угодно) и наличие внутренней потребности в развитии. Попробуйте, к примеру, научить младенца читать, это невозможно, ведь психика не готова. Внешний – это востребованность извне, то есть у окружающего мира (семейное, социальное, общекультурное окружение) должен быть запрос на то, чтобы человек развивался. Кому-то извне должно быть нужно, важно, чтобы человек научился «читать». В конце концов, кто-то должен хотя бы показать буквы и дать книгу.
Если речь идет о взрослом человеке – работают те же условия. Развитие останавливается либо потому, что нет внутренней или внешней востребованности, или потому что эти процессы не совпадают.
Почему же человек часто лишается возможности вертикального развития, которое было таким естественным в детстве?
В каждом конкретном случае это будет свой набор факторов и их сочетание. Если порассуждать о причинах в общем, то они могут быть разделены на внутренние и внешние.
Среднестатистический здоровый невротик человек за годы жизни обрастает мощными психологическими защитами, которые со временем начинают работать не по назначению. Исторически они возникли для того, чтобы человек мог адаптироваться к каким-то конкретным ситуативным трудностям, но в дальнейшем они могут включаться там, где в них нет нужды. Психологи об этом хорошо знают, и львиная доля их работы направлена на то, чтобы человек осознал, что те способы реагирования, которые ему помогали когда-то давно, сейчас уже мешают. Часто именно эти защиты сдерживают развитие.
Еще одной причиной, сдерживающей скачок, становится подмена развития накоплением, о чём мы подробно говорили в начале. Новая машина, новый телефон, очередные новые отношения – всем хорошо знакомы подобные «изменения» в жизни… В какой-то момент становится очевидным, что с подобным «новым» жизнь остаётся абсолютно прежней, то есть, ничего не меняется. Такой «подменой», а по сути, развлечениями, взрослые люди занимаются повсеместно и к тому же неосознанно. Со временем некоторые начинают догадываться, что просто «убивают время», но далеко не всегда эта догадка приводит к запросу на развитие.
В отдельных случаях развитие останавливается из-за накопившейся усталости от борьбы за выживание и автономность, когда победа в ней воспринимается как выигрыш и конец. Мол, выжил, стал самостоятельным, даже размножился – теперь-то могу отдохнуть!
Существуют и чисто физиологические факторы. Например, с возрастом любые реальные изменения становятся все более сложно достижимы. Сама природа – в виде замедления мозговых процессов – позаботилась о том, чтобы бурный рост ребенка не сопровождал нас во взрослой жизни. Но подобное сдерживание относится как раз к сфере горизонтальных накоплений, то есть к развлечениям. Если человек «наигрался» и ему стало скучно, то скорее всего это сигнал о необходимости иных, качественных изменений. Но обычно люди реагируют на это судорожным поиском новых развлечений, а если не получилось их найти, то начинают тосковать (любимые психологами кризисы среднего или какого-то там ещё возрастов).
К внешним причинам остановки в развитии можно отнести наличие той социальной модели, в которой во взрослой жизни происходят только развлечения горизонтальные накопления. Реальное развитие никто не рекламирует, в отличие от новых телефонов, машин, отношений и так далее. Развиваться не требуется и это весомый внешний фактор! Старость у нас не ассоциируется с мудростью и благостью, а все больше со страхом и одиночеством, да и сами старики, к сожалению, представляют собой в основном, жалкое зрелище.
Возможно, такая ситуация связана с тем, что наша модель обучения и образования нацелены исключительно на горизонтальное развитие. Реальные взрослые, которые учили и учат сейчас детей – сами, по большей части, дети. В общем, это к тому, что нет примера, нет образца и нет востребованности извне. А может быть, никому и не нужны по-настоящему взрослые люди?
Кто-то может считать прекрасным остаться вечным ребенком, но не путайте, это не та детская непосредственность с открытым взглядом на мир, лишенная концепций и веры в них. Это инфантильность взрослого человека, держащегося за свои порой противоречивые и ненужные убеждения.
Каковы признаки того, что вы остановились в развитии?
Страх и скука тоска – привычные формы человеческого страдания, которые сигнализируют о том, что вы застряли.
Что испытывает гусеница на стадии превращения в бабочку? Вероятно, ей неудобно и местами даже больно, то же самое испытывает и человек. Привычная старая шкура, как правило, очень дорога, и лучше привычная боль, чем неизвестное что-то. «А вдруг, там еще больнее?!» - подскажет ум. Вот тут на сцену выходит страх – тоже один из признаков того, что вы сдерживаете развитие.
Далее, как правило, люди всячески избегают пугающего, а в современном мире это сделать очень легко. Избегая страшного сюжета, со временем возникает риск попасть в тоскливый, в котором, как говорится, «день ото дня ничто не радует меня».
Понаблюдайте за собой, обратите внимание на свои привычные страхи, скуку или на возможно, ставшее хроническим, чувство тоски и усталости. Психологический дискомфорт, хорошо всем известная душевная боль – это и есть симптомы того, что пора вырасти, ровно на тот сантиметр (о котором говорится в эпиграфе), чтобы «боль» в том месте не возникала вовсе.