Правый Яичник писал(а):Все, что у тебя есть — это Чужое и напускное. Совершенно реальный доход-некрофил на кладбище чужих мыслей, чужих знаний и чужого опыта.
Многожёнство в христианствеМногожёнство — это брак мужчины с двумя и более жёнами одновременно.1.
Многожёнство в Ветхом ЗаветеВ христианском Ветхом Завете есть многочисленные примеры многожёнства. Упомянутый в Библии Ламех имел двух жён – Аду и Циллу (Бытие. 4:19). Авраам был женат на Сарре, Агари (Бытие. 16:3), Хеттуре (Бытие. 25:1), а также имел наложниц (Бытие. 25:6). Иаков имел четырёх жён: сестёр Лию и Рахиль (Бытие. 29:16-30) и их служанок: Валлу и Зелфу (Бытие. 30:3,4,9,10). Моисей имел двух жён разных национальностей: мадианитянку Сепфору (Исх. 2:21,18:2-5) и эфиоплянку (Чис. 12:1). У Гедеона было много жён и одна наложница (Чис. 8:30,31). Елкана, отец Самуила, имел двух жён: Анну и Феннану (англ.) (1Цар. 1:1,2). Точный список жён царя Давида включает по крайней мере 5 женщин, названных по имени: Мелхола (1 книга Царств 18:27, 19:11-17, 25:44, 2 книга Царств 3:13-16), Авигея Кармилитянка (1 книга Царств 25:39, 1 Паралипоменон 3:1), Ахиноама (англ.) из Изрееля (1 книга Царств 25:43, 1 Паралипоменон 3:1), Эгла (2 книга Царств 3:5) и Вирсавия (2 книга Царств 12:24). Ещё о трёх женщинах, входивших в гарем царя Давида, упоминается без указания относительно того, кем они ему были — жёнами или наложницами. Это Мааха (англ.), дочь Фалмая, царя Гессурского (2 книга Царств 3:3, 1 Паралипоменон 3:2), Авитала (англ.) (2 книга Царств 3:4, 1 Паралипоменон 3:3) и Аггифа (англ.) (2 книга Царств 3:4, 1 Паралипоменон 3:2). И кроме того у Давида было 10 жён или наложниц, о которых идёт речь в следующих отрывках: 2 Книга Царств 5:13, 12:7,8, 15:16, 16:21,22, 1 Паралипоменон 14:3. В итоге получается, что в гареме Давида было 18 женщин, часть которых была его жёнами, а другая часть — наложницами. Сын Давида, царь Соломон, имел 300 жён и 700 наложниц (3 книга Царств 11:3).
В дополнение к этим многочисленным примерам многожёнства, в пятикнижиии также содержатся принципы и правила, регламентирующие многожёнство, устанавливающие, что «если же другую возьмёт, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10). Практика левиратского брака делает многожёнство обязательным для мужчин, у которых брат оставил вдову без наследника — в этом случае оставшийся брат должен на ней жениться. При этом неважно, есть ли у него уже жена. (Втор. 25:5-10).
2.
Период между заветамиМногожёнство было и в период “изгнания Израиля”.3.
Многожёнство в период Нового ЗаветаЕсть свидетельство о том, что евреи практиковали многожёнство и в христианский период Нового Завета. Пасторских посланиях (1 послание Тимофею 3:2, 3:12 и Послание Титу 1:6)
устанавливают запрет многожёнства только для священнослужителей,
а для христиан, не являющихся дьяконами, пресвитерами и епископами, такого запрета нет.4.
Брак в Древнем Риме и влияние этого на христианство в многожёнствеМногожёнство у евреев при христианской церкви Древнего Рима тоже имело место. Иосиф Флавий в двух местах говорит о многожёнстве как о признанном институте: и Юстин Мученик говорит, еврейские учителя разрешают мужчине иметь несколько жён. В 212 году нашей эры эдикт Каракаллы предоставил римское гражданство большому количеству евреев, было признано необходимым многожёнство среди них, хотя это и было нарушением римского закона. Учение о якобы “греховности” многожёнства в христианстве сформировалось просто под влиянием греко-римской морали. В III веке Евсевий Кесарийский написал труд (англ.) «О многочисленном потомстве древних» (On the Numerous Progeny of the Ancients). Евсевий ссылался на него дважды: в «Приготовлении к Евангелию», VII, 8 и в «Доказательстве в пользу Евангелия». Его работа является примером того, как многожёнство согласовывается с аскетической жизнью и желанием Патриархов многочисленного потомства. Сократ Схоластик в V веке писал, что римский император Валентиниан I взял двух жён и разрешил своим подданным брать две жены, поддерживая, чтобы и христиане практиковали многожёнство. Многожёнство было разрешено для патриархов христианской церкви: «Бог хотел, чтобы род человеческий размножился, а мир наполнился людьми».
* * *
«А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки… »
«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, — то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Ветхий Завет, Второзаконие 21:15–17).
«И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (Ветхий Завет, 2-я Царств 5:13).
«И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов» (Ветхий Завет, Бытие 31:17).
«И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей» (Ветхий Завет, 2-я Паралипоменон 11:21).
А про Соломона сказано «И было у него семьсот жен и триста наложниц… » (Ветхий Завет, 3-я Царств 11:3).
Единственный прямой запрет, касающейся многожёнства, состоит в запрете брать в жены двух сестер. См. (Левит 18:18).
Отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многожёнство» отмечает: «Нигде в Новом Завете нет явного предписания, запрещающего многожёнство». Более того, Иисус не выступал против многожёнства, хотя оно было распространено среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил. Отец Хиллман подчеркивает тот факт, что просто Римская церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию.
Лютер в некоторых случаях разрешал многожёнство, рекомендовал даже в некоторых случаях.
Св. Августин не наблюдал в многожёнстве безнравственности или греховности и заявил, что многожёнство – не преступление, но должно быть юридическим институтом страны. Поэтому он написал в «Пользе Брака» (глава 15, параграф 17), что многожёнство было узаконено среди древних отцов христианства.
***
Вопросы по многожёнству в христианстве.1. Вопрос: Запрещает ли Библия полигамную семью?
Ответ: Библия запрещает иметь полигамную семью только дьякону, пресвитеру и епископу:
“Диакон должен быть муж одной жены…” (1 Тим. 3:12)
“Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены…” (Тит. 1:5,6)
“епископ должен быть непорочен, одной жены муж…” (1 Тим. 3:2)
Таким образом, многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви. При этом он может иметь любое другое служение в церкви.
2.
Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на количество жён в полигамной семье?Ответ: Да.
“14 Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь:
“поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня”,
15 то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царём] иноземца, который не брат тебе.
16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: “не возвращайтесь более путем сим”;
17 и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.” (Втор. 17)
В иудаизме эти слова толковались так, что царь не должен иметь более 18 жён.
3.
Вопрос: Есть ли в Библии какие-либо ограничения на состав жён в полигамной семье?Ответ: Да.
“Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницею, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её.” (Лев. 18:18)
“Если кто возьмет себе жену и мать её: это беззаконие” (Лев. 20:14)
“1 Если кто возьмёт жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего,
2 и она выйдет из дома его, пойдёт, и выйдет за другого мужа,
3 но и этот последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший её себе в жену, –
4 то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость пред Господом [Богом твоим], и не порочь земли, которую Господь Бог твой даёт тебе в удел.” (Втор. 24)
Последнее ограничение относится не только к полигамной семье, но и к моногамной.
4.
Вопрос: Означают ли слова Бога “и будут двое одна плоть”, сказанные Им Адаму и Еве, запрет на многожёнство?Ответ: Нет. Эти слова означают, что в половом акте участвуют только двое.
Это же выражение, например, Апостол Павел использовал для описания секса с блудницей.
“Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.” (1 Кор. 6:16)
То есть, слова “и будут двое одна плоть” относятся не к браку, а к сексу.
5.
Вопрос: Означают ли слова Христа “и будут двое одна плоть”, сказанные Им фарисеям, запрет на многожёнство?Ответ: Нет – см. ответ на предыдущий вопрос.
6.
Вопрос: Первая семья, которую создал Бог (Адам и Ева), была моногамной – один муж и одна жена. Также и отношения Христа и Церкви Библия сравнивает с отношениями мужа и жены. В обоих этих случаях речь идёт о моногамной семье – один муж и одна жена. Разве это не означает, что многожёнство является грехом?Ответ: Нет, не означает. Грехом является нарушение заповеди Божией, а не соответствие или несоответствие каким-либо библейским примерам или аналогиям. Например, брак вдовы или вдовца также является отклонением от этих образцов, но такие браки не являются грехом, также как и полигамные.
7.
Вопрос: Говорит ли Библия о том, какой брак является предпочтительным – моногамный или полигамный?Ответ: В общем случае нет. Но многожёнец не может быть ни дьяконом, ни пресвитером, ни епископом в церкви – см. ответ на 1-й вопрос. Тора обязывала мужчину в некоторых случаях к полигамному браку – подробнее см. следующий вопрос.
8.
Вопрос: Есть ли случаи, когда Библия обязывает мужчину заключить полигамный брак?Ответ: В настоящее время нет. В Торе была заповедь о так называемом левиратском браке – когда в случае смерти старшего брата, не оставившего сына, его жену должен был взять себе в жёны его младший брат. Первый мальчик, родившийся у этой жены, считался наследником умершего старшего брата. При этом младший брат был обязан взять себе в жёны эту вдову даже если он женат. То есть, в некоторых случаях Тора даже предписывала многожёнство. Эта заповедь была связана с законом о наследовании евреями обещанной земли в Израильском государстве того времени.
В настоящее время эта заповедь отменена: “Отмена же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности” (Евр. 7:18).
9.
Вопрос: Моя церковь (конфессия) учит, что многожёнство является грехом. Как это соотносится с тем фактом, что Библия так не учит?Ответ: Любая христианская церковь должна повиноваться своей главе – Иисусу Христу. Именно Он, а не пастор церкви или руководитель конфессии будет судить каждого верующего. И Он это будет делать на основании Своего Слова – Библии, и того смысла, который Он вкладывал в неё, а не на основании вероучения какой-либо церкви или конфессии и не на основании того смысла, который хочет видеть в Библии какая-либо церковь или конфессия. То есть, от того, что какая-то церковь (организация) или конфессия учит, что многожёнство является грехом, мнение Бога по этому вопросу не меняется.
10.
Вопрос: Законодательство многих государств запрещает многожёнство. Может ли гражданин какой-либо из таких стран быть многожёнцем?Ответ: Если мужчина является гражданином такой страны, по законодательству которой многожёнство запрещено, и он хочет стать многожёнцем, то ему следует принять гражданство той страны, законодательство которой не запрещает многожёнство, либо не регистрировать свои браки в государстве.
11.
Вопрос: Вот Вы говорите, что многожёнство в Библии не запрещено. Так может, и многомужество в Библии тоже не запрещено?Ответ: Многомужество Библия запрещает:
“2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейкой; если же умрёт муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейкой, выйдя за другого мужа.” (Рим. 7)
12.
Вопрос: Библия говорит, что супруги должны быть верными. Как это в семье с многожёнством, если муж занимается сексом с несколькими своими жёнами?Ответ: Верность мужа в полигамной семье означает его верность своим жёнам. Пример измены мужа своим жёнам приведён в Библии – это блуд Давида с Вирсавией. Этим Давид нарушил свою супружескую верность по отношению ко своим жёнам.
13.
Вопрос: Если Новый Завет не запрещает многожёнство, то почему о снятии этого запрета ничего не сказал ни Иисус, ни Апостолы?Ответ: Потому что в
Библии такого запрета на многожёнство никогда не было. Запрет на многожёнство в христианстве появился лишь после 3 века, и лишь под влиянием “римского права”. Более того, Новый Завет запрещает только лишь совмещать многожёнство со служениями дьякона, пресвитера и епископа в церкви – см. ответ на 1-й вопрос.
14.
Вопрос: Сегодня есть такие христианские церкви или конфессии, которые относятся к многожёнству положительно?Ответ: Да, есть. Например, Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (пятидесятническая конфессия) в странах Средней Азии не осуждает многожёнцев. Или например, Эрло Штеген не стал требовать от двоежёнца развода со второй женой, а принял его в церковь с двумя жёнами.
«Вы же гениальны! Как же вы жили, не зная этого? И какой я молодец, что вы гениальны!».