marvin писал(а):Так я тебя учу, разве не очевидно?
Очевидно, но непонятно...
Развернем: реально готовый к обучению ученик, "созревший" распознается по отторжению и отрицанию того, что ему нужно усвоить. "Ученики", которые со всем соглашаются и смотрят в рот для обучения непригодны, они слишком глубоко завернуты в защитные коконы и то, что пробивает эти коконы изнутри еще не достигло порогового уровня, за которым они способны принять урок, обучаться и развиваться.
С другой стороны, если человек находится в гармонии и согласии с тем, что приходит к нему извне, то для урока просто нет потенциала: нет ни противоречия, ни отрицания и отторжения нового, учиться просто нечему. Напротив, готовый ученик переживает вторжение нового в свое пространство остро и эмоционально, противоречиво, для него вторжение нового - акт агрессии, то, от чего нужно защищаться, естественно, пребывая в неосознанности, ученик переносит это на учителя и его личность, что верно только в какой-то степени, но кроме учителя и его личности есть еще и урок, с этим связанный, и об этом не стоит забывать (хотя очень трудно помнить, эмоции все-таки).
Тем не менее, нет ни одного учителя, способного чему-то научить (мы не говорим сейчас в контексте передачи фактических знания вроде какая длинна числа Пи, но о развитии и трансформации качеств характера, личности или чего там у нас еще), учитель лишь накачивает ученика, подобно лазеру, до уровня, когда ученик уже не может справиться с ситуацией ресурсом защитных реакций, доступных ему, в этот момент и начинается обучение.
Для меня остается открытым вопрос передачи ученику описаний, имеющих отношение к природе урока словами, логически это кажется верным, практически же это провоцирует жесткую реакцию отторжения эго ученика и трактуется как попытка одержать превосходство, поставить себя выше в некоей невидимой иерархии и наоборот, усиливает защитные реакции и отторжение у ученика: и рад бы уже принять урок, но нужно же держать марку и гордость не позволяет...