laysiКак говорит Арджуна, готов подписаться под каждым Вашим словом …
И всё же, какое-то странное ощущение неполноты (недоговоренности) не покидает при чтении Ваших правильных текстов, и даже, наоборот, - накапливается, создавая некое внутреннее напряжение … Конечно, все эти мои реакции можно трактовать по-разному …, но я научился прислушиваться к себе и доверять себе, в какие бы негативные одежды это не облачали другие …
В конечном счете, само внимание к этой противоречивой ситуации и позволило его разрешить (для меня) …
В проблеме Ученика и Мастера (далее Учителя) Вы все делаете точно по той же МАТРИЦЕ, что и в случае с проблемой «выбор есть» и «выбора нет» …
Причем эта МАТРИЦА является относительно идеализированной, и потому оторванной от реальности, точнее, - стоящей в реальности лишь одной из своих двух ног. При этом Вы все правильно говорите о дуальности, о двух противоположных её сторонах, о хождении одновременно двумя путями и о Дао … Но делаете всё не так, как говорите, точнее – не полностью (нецелостно) …
Прежде всего, у Вас вновь Учитель и Ученик – это какие-то дискретные, самодостаточные и автономные сущности. Т.е. Учитель и Ученик не имеют никаких своих различных градаций, образующих их непрерывную континуальность …
При этом, Ученик может быть так же двойственным, «правильным» (полностью сдавшимся, пассивным, отказавшимся от своего т.н. эго и т.п.) и «неправильным» (не доверяющим, выбирающим, активным, эгоистичным и т.п.). В этой модели «неправильный» Ученик, преподносится исключительно как его собственный произвольный недостаток, сердцевиной которого как раз и является эго …
Однако здесь упускается из вида, по крайней мере, два важных момента, о которых Вы и сами хорошо говорите …
1. Наше эго – это такая же «вещь», как и всё остальное, имеющее свои две противоположные стороны … И бичуемая всеми гордыня – это ещё не всё ЦЕЛОСТНОЕ эго … Да и сама т.н. «гордыня», так же «вещь» ещё та! …

2. Учитель так же двойственен, как и Ученик … Т. е. в РЕАЛЬНОЙ жизни присутствуют не только различные Учителя, но и их многочисленные имитаторы, копиры, подражатели, обманщики и т.п. Я уже не говорю здесь об их бесчисленных градациях по своему уровню …
Вот и получается, что «неправильный» Ученик – это ещё и в некоторой степени естественная и закономерная защитная реакция (если хотите, - компенсаторная реакция) на существование в реальности различных степеней лже-Учитилей …
Можно даже нарисовать такую картинку:
- Система «правильный» Ученик – «правильный» Учитель – это ИДЕАЛ!!!
Здесь вопросов нет … и Вы практически все описали ясно и здорово …
А после поворота, начинается реальная жизнь …
- В реальной жизни «правильный» Ученик (как пассивная и легкая добыча) так же порождает и лже-Учителя …
- В реальной жизни лже-Учитель, в качестве своей закономерной и естественной компенсации, порождает «неправильного» (эго-истичного) Ученика …
ИЛИ
- В реальной жизни «правильный» Учитель так же порождает и «неправильного» Ученика (халявщика) из НЕГОТОВОГО …
- В реальной жизни «неправильный» Ученик, в качестве своей закономерной и естественной компенсации, порождает «неправильного» Учителя …
Не важно, в какую сторону вращается этот круг, - он вращается разом (одновременно) в две стороны (двумя путями!) …

, главное, что «неправильный» Ученик и «неправильный» Учитель взаимно определяют, обуславливают и дополняют друг друга!!!
Поэтому не стоит всех собак вешать только на Ученика …
В результате естественной компенсации «неправильного» Ученика и «неправильного» Учителя, в своем ЦЕЛОМ, РЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА всегда и неизменно является ТОЖДЕСТВЕННОЙ ИДЕАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ!!!
Так что, в своем ЦЕЛОМ, ИДЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА вроде бы все собой исчерпывает, а в РЕАЛЬНОЙ ЧАСТНОЙ жизни конкретного человека (Ученика или Учителя) все становится неоднозначным, неопределенным и замкнутым друг на друга … И эту проблему каждый вынужден решать по-своему ... Или ошибиться, но прожить самому .., или позволить другому прожить за тебя ... Кому, что нравится ...
Поэтому в этой замкнутой СИСТЕМЕ Ученик – Учитель, появляется необходимость в некоторой умеренной активности Ученика … и, соответствующей, умеренной пассивности Учителя, не привязывающего к себе, а как Вы совершенно правильно написали, создающего лишь ситуацию ..., в которой ученик мог бы обрести своего одного-единственного ВНУТРЕННЕГО Учителя, через которого действуют любые другие Учителя …
Та пресловутая ГОТОВНОСТЬ Ученика, о которой так много говорят, - это как раз и есть результат соответствующего действия в нем его активного аспекта (который, кстати, не возможен без существования феномена лже-Учителей!), пробуждающего в нем своего ВНУТРЕННЕГО Учителя … Поэтому и говорят, что когда ГОТОВ Ученик, приходит и Учитель, поскольку это одно и то же! … А сама ГОТОВНОСТЬ вызревает в реальной среде "правильных" и "неправильных" Учителей ...
Возможно, Вам в некоторой степени повезло, и Вы пассивно сдались Учителю, который оказался настоящим Учителем … Что-то, несомненно, Вы обрели (это достаточно ясно ощущается) и ещё, наверное, обретете …
Однако это ещё не повод для того, чтобы распространять свой частный опыт на всех …
Зачем Вам это???Только не отсылайте меня к небу …

Не всё сказал здесь …
Посмотрю, какова будет реакция …