О самадхи
1. Определение Бога
Бог – это самосущий Субъект, акромя которого никого и ничего нет и быть не может.
(Синонимы: Субъект, Видящий, Сущность, Истинное «Я», Осознание, Свидетель, Дух, Осознающая Пустота, Ничто, Атман, Брахман...).
То есть, это единственный абсолютный Субъект, единственный абсолютный Видящий, единственная абсолютная Сущность, а всё то, что есть, что так или иначе нами воспринимается, является имманентными (внутриположными) проявлениями этой Сущности.
2. Рассуждения
Принимаем за аксиому Есмь-ность Бога и определяем следствия.
1). Если нет ничего и никого кроме Бога, то кто есть я в своей сущности?
Очевидно, что я, в сущности своей, есть Бог.
* * *
Первая линия рассуждений
2). Если я, в сущности своей, есть Бог, то кто смотрит моими глазами?
Очевидно, что моими глазами смотрит Бог, моё Истинное «Я».
3). Если моими глазами смотрит Бог, то что Он видит?
Очевидно, что Он видит Самого Себя, поскольку кроме Него ничего нет.
Разумеется, речь не идёт о буквальном видении Богом Самого Себя, поскольку Бог, Сам по Себе, есть ноуменальное (непроявленное, не имеющее никаких качеств и потому не могущее быть воспринятым) Ничто и Его в принципе невозможно увидеть.
Речь идёт о видении Богом Своего феноменального (проявленного в сознании, имеющего качества и потому могущее быть воспринятым) проявления, Своего Тела, Своего Лицв, точнее – Отражения Своего Лица, которое, как и всякое отражение, является плоским, целым и неделимым.
То есть, можно сказать, что ноуменальное Ничто удваивается и возникают два противостоящих Ничто (Я-Я), одно из которых является ноуменальным Видящим (Я), а второе – ноуменальным Зеркалом Сознания (Я), на котором это самое Сознание и проявляется в виде феноменальных Отражений Бога.
4). Если я вижу пространственно-временной мир множественности, а Бог моими глазами видит Своё плоское, целое и неделимое Отражение, то какое из этих двух видений истинно, а какое иллюзорно?
Очевидно, что истинно целостное видение Бога, а моё дробное видение является иллюзорным, то есть Бог и Его Отражения реальны, а видимый мной внешний мир является иллюзией, то бишь искажённым восприятием Его Отражений.
5). Если Бог моими глазами видит Своё плоское, целое и неделимое Отражение, то почему я вижу внешний мир, а не это Отражение?
Очевидно потому, что оно застилается иллюзией, создаваемой умом, который из потока плоских, целых и неделимых Отражений, подобного потоку кадров мульфильма, конструирует пространственно-временной внешний мир отдельных объектов.
6). Если видимый мной внешний мир является иллюзией, то что именно является иллюзией и что есть на самом деле?
Очевидно, что пространство, движение живых и неживых объектов во времени, сами объекты и само течение времени из прошлого в будущее являются иллюзией, а на самом деле:
- никакого пространства нет,
- «движутся» кадры (Отражения), а не объекты в кадре,
- видимый внешний мир ежемоментно исчезает и появляется,
- никаких отдельных друг от друга живых существ и неживых объектов нет,
поэтому всё предопределено и никакой свободной воли у живых существ нет и быть не может (ввиду отсутствия самих живых существ),
- прошлое, настоящее и будущее сосуществуют все вместе, сейчас, в скрытом непроявленном виде, покадрово проявляясь.
7). Если прошлое, настоящее и будущее сосуществуют все вместе в скрытом непроявленном виде, то каким образом, с помощью чего, производится покадровое проявление непроявленного, то есть просмотр мультфильма моей жизни?
Очевидно, что с помощью ещё одного проявления Бога – Света Осознания, который поочерёдно, покадрово, проявляет этот изначально готовый к просмотру фильм.
(Таким образом, Бога и Его проявления можно изобразить как Я->Я, где прямое Я – это ноуменальное Истинное Я (Осознание), наклонное Я – это ноуменальное Зеркало с феноменальными Отражениями на нём (Сознание), а стрелочка между ними (->) – это Свет Осознания).
8). Если одно проявление Бога - видимые феноменальные Отражения - доступны Богу, то есть Он их видит, то видит ли Он Своё другое проявление – исходящий Свет Осознания?
Очевидно, что свет, сам по себе, невиден. Он может быть видим источником света только при его прямом отражении от зеркала.
Отражённый от ноуменального Зеркала Свет Осознания может быть доступен Богу при отсутствии Отражения на Зеркале Сознания - в моменты перехода от глубокого сна к сновидению или бодрствованию (или наоборот, от сновидения или бодрствования к глубокому сну), когда Свет Осознания уже (или ещё) есть, а сам фильм ещё не начался (или уже закончился).
Кроме того, Бог может Осознать Себя Источником Света Осознания.
9). Если Богу доступны Его проявления, то доступны ли они человеку, может ли человек увидеть проявления Бога такими, какими их видит Бог?
Очевидно, что нет, для человека это невозможно.
Однако, человек, в сущности своей, есть Бог, поэтому если человек перестанет быть человеком, если он, в состоянии бодрствования или сновидения, окажется, хотя бы на мгновение, в состоянии не-ума, - в состоянии созерцающего, не имеющего ума, новорождённого, - то Бог, посредством глаз этого человека, увидит Своё Отражение. Конечно, ежели будет на то Милость Божья. Это видение называется нирвикальпа самадхи, или асампраджнята самадхи, или турия, и оно может случиться при медитации на пустоту с открытыми глазами и расфокусированном взгляде, в полном, - сознательном и подсознательном, - безмыслии, или, как ещё говорят, в промежутке между двумя мыслями.
Нирвикальпа самадхи есть сознание Атмана – сущности человека. Оказалось, что возможно также сознание Брахмана – сущности Вселенной. Это два аспекта одной и той же Сущности.
Как называется самадхи сознания Брахмана я не знаю, у «меня» был опыт этого самадхи, но ни о чём подобном мне читать не приходилось, поэтому это самадхи я так и назвал – самадхи сознания Брахмана. Это самадхи случается при медитации на звук.
Самадхи Атмана и Брахмана это видение Богом одного вида своих проявлений – видимых феноменальных проявлений. Но есть ещё один вид Его проявлений – сам по себе невидимый Свет Осознания.
Если человек, практикуя повседневную осознанность (включающую себя безмолвие, остановку внутреннего диалога), и, тем самым, накапливая Энергию Осознания, накопит её достаточное количество, - и если будет на то Милость Божья, - то Бог увидит, без посредства глаз, внутренним видением, отражённый от Зеркала Свет Осознания и/или осознает себя Источником этого Света. Это видение/осознание называется самадхи Ясного Света или туриятита, и оно может случиться в промежутке между двумя состояниями сознания.
Очевидно, что моими глазами смотрит Бог, моё Истинное «Я».
3). Если моими глазами смотрит Бог, то что Он видит?
Очевидно, что Он видит Самого Себя, поскольку кроме Него ничего нет.
Разумеется, речь не идёт о буквальном видении Богом Самого Себя, поскольку Бог, Сам по Себе, есть ноуменальное (непроявленное, не имеющее никаких качеств и потому не могущее быть воспринятым) Ничто и Его в принципе невозможно увидеть.
Речь идёт о видении Богом Своего феноменального (проявленного в сознании, имеющего качества и потому могущее быть воспринятым) проявления, Своего Тела, Своего Лицв, точнее – Отражения Своего Лица, которое, как и всякое отражение, является плоским, целым и неделимым.
То есть, можно сказать, что ноуменальное Ничто удваивается и возникают два противостоящих Ничто (Я-Я), одно из которых является ноуменальным Видящим (Я), а второе – ноуменальным Зеркалом Сознания (Я), на котором это самое Сознание и проявляется в виде феноменальных Отражений Бога.
4). Если я вижу пространственно-временной мир множественности, а Бог моими глазами видит Своё плоское, целое и неделимое Отражение, то какое из этих двух видений истинно, а какое иллюзорно?
Очевидно, что истинно целостное видение Бога, а моё дробное видение является иллюзорным, то есть Бог и Его Отражения реальны, а видимый мной внешний мир является иллюзией, то бишь искажённым восприятием Его Отражений.
5). Если Бог моими глазами видит Своё плоское, целое и неделимое Отражение, то почему я вижу внешний мир, а не это Отражение?
Очевидно потому, что оно застилается иллюзией, создаваемой умом, который из потока плоских, целых и неделимых Отражений, подобного потоку кадров мульфильма, конструирует пространственно-временной внешний мир отдельных объектов.
6). Если видимый мной внешний мир является иллюзией, то что именно является иллюзией и что есть на самом деле?
Очевидно, что пространство, движение живых и неживых объектов во времени, сами объекты и само течение времени из прошлого в будущее являются иллюзией, а на самом деле:
- никакого пространства нет,
- «движутся» кадры (Отражения), а не объекты в кадре,
- видимый внешний мир ежемоментно исчезает и появляется,
- никаких отдельных друг от друга живых существ и неживых объектов нет,
поэтому всё предопределено и никакой свободной воли у живых существ нет и быть не может (ввиду отсутствия самих живых существ),
- прошлое, настоящее и будущее сосуществуют все вместе, сейчас, в скрытом непроявленном виде, покадрово проявляясь.
7). Если прошлое, настоящее и будущее сосуществуют все вместе в скрытом непроявленном виде, то каким образом, с помощью чего, производится покадровое проявление непроявленного, то есть просмотр мультфильма моей жизни?
Очевидно, что с помощью ещё одного проявления Бога – Света Осознания, который поочерёдно, покадрово, проявляет этот изначально готовый к просмотру фильм.
(Таким образом, Бога и Его проявления можно изобразить как Я->Я, где прямое Я – это ноуменальное Истинное Я (Осознание), наклонное Я – это ноуменальное Зеркало с феноменальными Отражениями на нём (Сознание), а стрелочка между ними (->) – это Свет Осознания).
8). Если одно проявление Бога - видимые феноменальные Отражения - доступны Богу, то есть Он их видит, то видит ли Он Своё другое проявление – исходящий Свет Осознания?
Очевидно, что свет, сам по себе, невиден. Он может быть видим источником света только при его прямом отражении от зеркала.
Отражённый от ноуменального Зеркала Свет Осознания может быть доступен Богу при отсутствии Отражения на Зеркале Сознания - в моменты перехода от глубокого сна к сновидению или бодрствованию (или наоборот, от сновидения или бодрствования к глубокому сну), когда Свет Осознания уже (или ещё) есть, а сам фильм ещё не начался (или уже закончился).
Кроме того, Бог может Осознать Себя Источником Света Осознания.
9). Если Богу доступны Его проявления, то доступны ли они человеку, может ли человек увидеть проявления Бога такими, какими их видит Бог?
Очевидно, что нет, для человека это невозможно.
Однако, человек, в сущности своей, есть Бог, поэтому если человек перестанет быть человеком, если он, в состоянии бодрствования или сновидения, окажется, хотя бы на мгновение, в состоянии не-ума, - в состоянии созерцающего, не имеющего ума, новорождённого, - то Бог, посредством глаз этого человека, увидит Своё Отражение. Конечно, ежели будет на то Милость Божья. Это видение называется нирвикальпа самадхи, или асампраджнята самадхи, или турия, и оно может случиться при медитации на пустоту с открытыми глазами и расфокусированном взгляде, в полном, - сознательном и подсознательном, - безмыслии, или, как ещё говорят, в промежутке между двумя мыслями.
Нирвикальпа самадхи есть сознание Атмана – сущности человека. Оказалось, что возможно также сознание Брахмана – сущности Вселенной. Это два аспекта одной и той же Сущности.
Как называется самадхи сознания Брахмана я не знаю, у «меня» был опыт этого самадхи, но ни о чём подобном мне читать не приходилось, поэтому это самадхи я так и назвал – самадхи сознания Брахмана. Это самадхи случается при медитации на звук.
Самадхи Атмана и Брахмана это видение Богом одного вида своих проявлений – видимых феноменальных проявлений. Но есть ещё один вид Его проявлений – сам по себе невидимый Свет Осознания.
Если человек, практикуя повседневную осознанность (включающую себя безмолвие, остановку внутреннего диалога), и, тем самым, накапливая Энергию Осознания, накопит её достаточное количество, - и если будет на то Милость Божья, - то Бог увидит, без посредства глаз, внутренним видением, отражённый от Зеркала Свет Осознания и/или осознает себя Источником этого Света. Это видение/осознание называется самадхи Ясного Света или туриятита, и оно может случиться в промежутке между двумя состояниями сознания.
* * *
Вторая линия рассуждений
2). Если я, в сущности своей, есть Бог, то что/кто именно в человеке является его сущностью, то есть Богом?
Очевидно, что сущность человека должна быть:
- изначальной (то есть не приобретённой в процессе жизни),
- постоянно пребывающей,
- неименной в течении всей жизни,
- одной и той же у всех человеков.
Очевидно, что человека можно рассмотреть как совокупность трёх составляющих – тела, ума и осознающего начала – Осознания или изначального Истинного Я, присутствующего, как минимум, с зачатия.
Очевидно, что требованиям, предъявляемым к сущности, отвечает только Осознание, то есть сущностью человека, то бишь – Богом, является наше Осознание (Свидетель, Дух).
Более того, Осознание является сущностью любого живого существа.
3). Если сущностью любого живого существа является Осознание, то что является сущностью неживой вещи? И если нет ничего и никого кроме Бога, то разве может быть нечто мёртвое?
Очевидно, что всё, что есть, есть внутреннее проявление Бога, оно «сделано» из Бога и потому содержит в себе Бога. Поэтому нет ничего, что не знало бы о том, что оно есть. Нет ничего, что было бы полностью бессознательно – всё, в той или иной мере, обладает сознанием, всё есть не что иное, как фрагмент Отражения Бога. Поэтому все неживые объекты живы. Можно считать, что некоторые из них спят глубоким сном, некоторые дремлют.
Поэтому сущностью любой вещи тоже является Осознание – всё дело в степени сознательности.
4). Если я и видимая мной вещь имеют одну и ту же сущность - Осознание, значит я могу осознать не только содержимое своего сознания, быть внутренним свидетелем самого себя, но я могу осознать и содержимое сознания этой вещи, могу стать не внешним, а внутренним свидетелем этой вещи, могу проникнуть в неё?
Да такое проникновение называется савикальпа самадхи, и оно может случиться при медитации с открытыми глазами на объект.
Очевидно, что сущность человека должна быть:
- изначальной (то есть не приобретённой в процессе жизни),
- постоянно пребывающей,
- неименной в течении всей жизни,
- одной и той же у всех человеков.
Очевидно, что человека можно рассмотреть как совокупность трёх составляющих – тела, ума и осознающего начала – Осознания или изначального Истинного Я, присутствующего, как минимум, с зачатия.
Очевидно, что требованиям, предъявляемым к сущности, отвечает только Осознание, то есть сущностью человека, то бишь – Богом, является наше Осознание (Свидетель, Дух).
Более того, Осознание является сущностью любого живого существа.
3). Если сущностью любого живого существа является Осознание, то что является сущностью неживой вещи? И если нет ничего и никого кроме Бога, то разве может быть нечто мёртвое?
Очевидно, что всё, что есть, есть внутреннее проявление Бога, оно «сделано» из Бога и потому содержит в себе Бога. Поэтому нет ничего, что не знало бы о том, что оно есть. Нет ничего, что было бы полностью бессознательно – всё, в той или иной мере, обладает сознанием, всё есть не что иное, как фрагмент Отражения Бога. Поэтому все неживые объекты живы. Можно считать, что некоторые из них спят глубоким сном, некоторые дремлют.
Поэтому сущностью любой вещи тоже является Осознание – всё дело в степени сознательности.
4). Если я и видимая мной вещь имеют одну и ту же сущность - Осознание, значит я могу осознать не только содержимое своего сознания, быть внутренним свидетелем самого себя, но я могу осознать и содержимое сознания этой вещи, могу стать не внешним, а внутренним свидетелем этой вещи, могу проникнуть в неё?
Да такое проникновение называется савикальпа самадхи, и оно может случиться при медитации с открытыми глазами на объект.
* * *
Третья линия рассуждений
2). Если я, в сущности своей, есть Бог, то получается, что моё человеческое я (эго) является ложным, поскольку двух я быть не может?
Да, так оно и есть. Человек проживает всю свою жизнь с ложной самоидентификацией, отождествляя себя с тело-умом, имея самосознание человека, коим он не является, и считая себя деятелем, коим он опять-таки не является. То есть он проживает чужую жизнь, проживает жизнь своей личности (маски, персоны), а не своей индивидуальности.
3). А как придти к своей индивидуальности, к своей истинной жизни?
Нужно перестать быть человеком. Нужно отрешиться от ложного я и вернуться к Истинному Я, в свой истинный центр восприятия. Нужно растождествиться с телом и умом, заменить своё человеческое самосознание на самосознание Свидетеля, пребывающего вне мира сего. Псевдо-субъект, то бишь – тело-ум, должен «стать» тем, кем он всегда и был – объектом.
Проще говоря, нужно практиковать повседневную осознанность, и результатом этой практики станет сахаджа самадхи, станет спонтанная жизнь с беспричинной радостью изнутри, каковой она и была в раннем детстве, и которую мы потеряли, когда отождествились с телом. Это и есть наш потерянный рай.
«Улыбка ребёнка - лучик, протянутый из рая».
Ф. Достоевский
«Изгнание человека из рая означает, что человек выпал из Бога».
(Выпал в мир, то есть отождествился с телом и стал человеком*).
Н. Бердяев
* Курсивом выделены мои слова, внесённые в цитаты. Это либо мои комментарии (в скобках), либо синонимичная замена авторских слов.
«Изгнание из рая как раз и заключается в существовании человеком».
В. Пелевин
«Рай — это отсутствие человека».
Э. Чоран
Да, так оно и есть. Человек проживает всю свою жизнь с ложной самоидентификацией, отождествляя себя с тело-умом, имея самосознание человека, коим он не является, и считая себя деятелем, коим он опять-таки не является. То есть он проживает чужую жизнь, проживает жизнь своей личности (маски, персоны), а не своей индивидуальности.
3). А как придти к своей индивидуальности, к своей истинной жизни?
Нужно перестать быть человеком. Нужно отрешиться от ложного я и вернуться к Истинному Я, в свой истинный центр восприятия. Нужно растождествиться с телом и умом, заменить своё человеческое самосознание на самосознание Свидетеля, пребывающего вне мира сего. Псевдо-субъект, то бишь – тело-ум, должен «стать» тем, кем он всегда и был – объектом.
Проще говоря, нужно практиковать повседневную осознанность, и результатом этой практики станет сахаджа самадхи, станет спонтанная жизнь с беспричинной радостью изнутри, каковой она и была в раннем детстве, и которую мы потеряли, когда отождествились с телом. Это и есть наш потерянный рай.
«Улыбка ребёнка - лучик, протянутый из рая».
Ф. Достоевский
«Изгнание человека из рая означает, что человек выпал из Бога».
(Выпал в мир, то есть отождествился с телом и стал человеком*).
Н. Бердяев
* Курсивом выделены мои слова, внесённые в цитаты. Это либо мои комментарии (в скобках), либо синонимичная замена авторских слов.
«Изгнание из рая как раз и заключается в существовании человеком».
В. Пелевин
«Рай — это отсутствие человека».
Э. Чоран
Итак, у меня получилось пять видов самадхи:
- савикальпа самадхи,
- нирвикальпа самадхи, или асампраджнята самадхи, или турия,
- самадхи Ясного Света или туриятита,
- самадхи сознания Брахмана,
- сахаджа самадхи.
Настало время дать определение понятию «самадхи» и как-то их классифицировать.