Владимир Есаков писал(а):Limp писал(а):Горох, извините, это уже далеко не внутренний интерес. Это насилие над внутренним интересом. Не чувствуете что ли?
Именно чувствую.
Горох это интерес от противного.
Потому и действует, что интересно его избежать, хоть бы ценой получения требуемых знаний, нравственных навыков.
Limp писал(а):в сфере нравственной, этого так и нет. Тут определяющее идёт изнутри, и у ребёнка, и у взрослого. Иначе, повторюсь - мы бы имели ситуацию ну например как с обычной школой. Где наряду с обучением чтению и и письму учили бы "не лгать", "не воровать", "не вожделевать", "не гневаться", "не быть обуянными страстями", ну и всякое такое вот.
Так в школе этому, отрицанию пороков и учат. Да, сейчас совсем плохо, но учат.
Еще раз обращу внимание на Маугли.
Никакое внутренне что-то там духовное не способно сделать без взрослых взрослого человека. Только животное может образоваться, хоть бы и ласковое...
Хорошо, давайте посмотрим и так. В школе, через горох, учат материальному - избегать боли (интерес от противного). Не выучишь уроки - на горох. Украдёшь - посадим в тюрьму. Поймаем на лжи - морду набьём, товарищеским судом объявим бойкот и так далее. Но это в принципе и взрослых учат ровно, ровно также.
А вот мне интересны, кстати, уроки "Закона божьего", где любви учат, через "поставим на горох". Ну, не бывает такого. Любовь истекает из свободы, а не из "отрицательного интереса". И с грехом также. Одно дело - избегая страдания. И другое дело, стремясь к любви.
Бить или бежать (избегать) - это как раз про "отрицательную нравственность". Про то, как уметь жить из страха, из неприятия:
Горох это интерес от противного. Потому и действует, что интересно его избежать, хоть бы ценой получения требуемых знаний, нравственных навыков.Вот и учат, как избегать одной беды (тюрьмы) через другую беду (через страх быть посаженным в тюрьму). По сути как раз и учат таким вот "нравственным" качествам как бояться, ненавидеть, жаждать...
И совсем другое дело, когда человек учится творческому, любимому делу. Это же не про "избегать тюрьмы", это как раз - про творческое, любимое дело. Совсем другая сторона нравственности, где нет ни страха (беги), ни гнева (бей). Где нет вообще представлений о тюрьме и всякой другой ненужной святому человеку ерунде.
А творчество и любовь - это то, что идёт изнутри. Свободно. Без страха. Без гороха - горох творчеству и любви строго противопоказан. Показан - да, добрый и хороший пример. Но беда в том, что добрый и хороший пример не принуждает внимание, оставляя его гулять свободным. Куда человек захочет, туда и направит. Хоть ребёнок, хоть взрослый. И тогда - где тут роль "воспитателя"?