Уровни сознанияЧрезвычайно важно понимать, что уровни сознания, обозначенные символом ОМ-мантры, универсальны, а не только относятся к области каких-либо конкретных традиций, линий передачи, школ медитации или религий. Хотя кто-то может возразить, что визуальный символ ОМ-мантры имеет такого рода особое отношение (хотя на самом деле это не так). Эти три уровня и четвертый, Бинду, действительно существуют, совершенно независимо от самого символа. Не имеет значения, верите ли вы в ОМ-мантру или нет.

Дело в том, что на самом деле существуют Грубый, Тонкий и Причинные уровни сознания, а также Абсолют за их пределами (четыре части ОМ), независимо от того, какой символ или имена вы используете для их описания, хотя разные люди могут описывать по-другому.
Дело в том, что на самом деле существуют уровни функционирования ума как Сознательный, Бессознательный и Подсознательный, а также пронизывающее их осознание (четыре части ОМ), хотя люди могут описывать их несколько иначе.
Дело в том, что действительно существуют состояния Бодрствования, Сновидения, Глубокого Сна и Турия, Четвертый (четыре части ОМ) или какой-то другой термин, подтверждающий это за пределами первых трех состояний.
Ни один из них не требует «веры» в визуальный символ ОМ, повторения его вибрации или запоминания его звука. Основополагающая реальность всегда находится здесь. Что наиболее важно знать, так это то, что кратчайший путь к Самореализации лежит непосредственно через эти несколько уровней реальности. Большинство людей согласятся испытать только первые два уровня: грубый мир (вайшванара) и тонкий план (тайджаса). Очень немногие заинтересованы или достаточно мотивированы, чтобы познать Причинный план (Праджня) или искать непосредственный опыт Чистого Сознания, Абсолюта, который является Четвертым состоянием (Турия), символизируемым точкой или Бинду на символе ОМ. Для тех немногих, кто так вдохновлен, путь ведет прямо внутрь, к ядру Существования. Это путь Святых и Мудрецов.
Медитация на ОМ-мантру рекомендуется в
Йога-сутрах (1.23–1.29) как прямое средство устранения препятствий на пути к Самореализации и к самой этой реализации. Как отмечалось выше, Бинду в верхней части ОМ символизирует Турию, Абсолютную Реальность, Пурушу или Чистое Сознание, которое должно быть реализовано.
Медитация в тантре - это сходиомость в одну точку всех энергий, причем высшая из этих внутренних практик содержится в Самая Тантре, которая представлена Шри Янтрой. Бинду в центре Шри Янтры символизирует окончательный союз Шивы и Шакти (статического и активного), Абсолютную Реальность, которая должна быть реализована.

Cхождение потока мыслей в точку бинду, формирует прямой путь обратно в Реальность, из которой все потоки изначально и вышли. Полезно помнить о часто сообщаемых опытах людей, переживших околосмертный опыт, а также о сообщениях людей, занимающихся широким спектром медитации и другими духовными практиками. В каждом из этих случаев было множество сообщений о видении света в конце туннеля. Это не требует следования какой-либо конкретной религии, духовным учениям или методам медитации. Люди, имевшие такой опыт, могли не практиковать медитацию в своей жизни и могли не быть последователями какой-либо религии. Тем не менее, они сообщали о таком опыте. Это происходит из-за анатомической реальности Тонкого и Причинного тел и не являются убеждениями, вытекающими из пространства систем верований (хотя некоторые люди, очевидно, действуют больше на основе убеждений, чем опыта). Сказать, что есть туннель с источником света в конце, больше похоже на утверждение, что у всех людей есть легкие и желудок, чем на утверждение, относящееся к сфере религиозных убеждений; это действительная реальность. Бинду в центре Шри Янтры символизирует источник этой точки света, если смотреть на нее через энергетический канал (туннель), ведущий к ней. Неважно, верит ли человек в Шри Янтру или Тантру или нет. Символизируемая реальность - это именно такая, реальность, независимо от того, была ли сознательно испытана Бинду.