Если кто-то собирается приступить к плетению ткани с простым повторяющимся узором или к изготовлению повторяющегося лоскутного шитья из похожих регулярных кусков, или если кто-то намеревается сделать плитку, которая должна регулярно повторять свой узор, он обнаруживает, что его усилия управляются простым законом, что только квадрат, треугольник или шестиугольник могут получиться, если работа должна регулярно повторяться. Вариации будут появляться по мере того, как эксперимент выходит за рамки первых трех основных форм. Но именно на этом очень простом законе «троичности» укоренены основы исламского геометрического узора — практически, символически, философски и эстетически.
Треугольник повторяется, располагаясь рядом с собой вверх дном попеременно. Когда достаточно треугольников вместе (A), центры этих треугольников, соединенные вместе, образуют шестиугольную матрицу. Квадрат (B) используется чаще всего, до точки, далеко выходящей за пределы насыщения в западной городской среде, и является самоповторяющимся, когда центры такого рода матрицы соединены. Шестиугольник (C) будет прижиматься вместе с шестью другими идентичными ему окружающими его, чтобы создать регулярный повторяющийся узор, и когда центры этих элементов соединены, возникает треугольная сетка. Поэтому мы говорим, что шестиугольник и треугольник являются самодуалирующими или дополнительными.
Нижний рисунок (D) иллюстрирует это дуальное свойство шестиугольника и треугольника (показано в цвете), а также рассматривает точки соприкосновения как три основные формы, которые интегрируются в повторяющийся узор. Меньший треугольник находится над каждым центром цветных треугольников, и аналогичным образом меньший шестиугольник находится над центром каждого цветного шестиугольника, с меньшим квадратом, центрированным на пересечении цветных двойных сеток. Все это представляет собой равновесие трех регулярных мозаик и само по себе является ключевым руководством для многих исламских узоров.
