Четыре функции ума в Веданте.

Модератор: Mit

Четыре функции ума в Веданте.

Сообщение Mit » 24 окт 2022, 08:21

Четыре функции ума в аутентичном учении адвайта подобны спицам на колесе. Колесо занимает мир, а центр остается неподвижным.

Изображение

Ахамкара

Ахамкара — это просто границы нашего «Я». Это линия, отделяющая «Я» от «не-Я». Она может расширяться и сужаться. Но чувство границ «Я» дает возможность отделить себя от потока настоящих событий и думать о себе как об индивидуальной сущности. На санскрите ахам означает «Я есть». Ахамкара не течет инстинктивно и синхронно с внешней природой. И по жизни ощущение границ своего «Я» может меняться.

Эго — это термин западной психотерапии и он не имеет никакого отношения к веданте. Ошибка иcходила из неверного понимания Фрейдом индуистской психологии. Когда под пониманием эго слепили некую мешанину части Ахамкары, Манаса и Читты, что не даёт возможности нормально работать с этой концепцией. И в последствии, эстафета перешла к Юнгу и далее. В настоящей же психологии веданты, есть лишь ощущения границ своего я.

Маленький ребенок часто эти границы сужает, когда говорит, что это не он разбил вазу, и искренне не понимает кто это сделал. Так как боится наказания. Точно также взрослый человек может не видеть границ своих неудач по жизни, из за лени, но будет винить в своих неудачах внешний мир. Он свои границы в этом мире не ощущает и расширять их, менять их, сдвигать их не может. Именно за эти ощущения своей зоны ответсвенности и зоны влияния отвечает Ахамкара. Ахамкара не принимает решения как Эго в западной психологии. Это просто слепота или зрячесть к своим действиям и возможностям по жизни. В простом случае за человека принимает решения что то из вне, словно его как меленького ребенка некие внешние поцессы водят за руку. Всё с таким человеком по жизни случается и он жалуется на эту волю случая. Отвечать за себя и действовать в интересах своей сущности - Атмана такой человек не сможет и реализации не получит. Отсюда возникнут страдания.

Все методы внушения и гипнотерапия работают на сужении ощущения границ своего Я. В противовес практики расширения своей зоны ответственности для принятия решения. В веданте по мере того, как расширяется ощущения своего «Я» и развивается более отстраненный и объективный Буддхи, становится меньше запутанности в привязанностях. Это выражается в снижении тревожности.

Манас

Манас — это низший или сенсомоторный ум. Он не способен оценивать получаемую информацию, он продолжает её собирать от органов чувств или из памяти всё больше и больше. Таким образом, в некотором смысле он действует как собирающее устройство, схватывая как можно больше чувственных данных. У него нет способности принимать решения или оценивать. Он накапливает информацию и реагирует на неё по привычке или благодаря вмешательству инстинктов. Но ни привычки, ни инстинкты не предполагают оценки, поэтому суждение и различение находятся за пределами возможностей манаса.

Манас служит сценой или экраном. Это как площадка, на которой проходит парад мыслей. Или это похоже на телевизионный монитор: всё, что в него подается, мигает на экране. Если чувства заняты предоставлением входных данных, то появляются чувственные впечатления. Когда ничего текущего или “живого” не транслируется, то будут проигрываться “повторы” и старые фильмы. Читта подключается, и на экране начинают мелькать следы памяти и впечатления из прошлого. Грезы наяву и давние переживания начинают занимать ум.

После принятого решения буддхи (будды) идти в театр, манас будет выполнять автоматические-моторные действия как позвонить в кассу и договориться приобрести билет. Как сказать такое то слово или нажать такую то кнопку на телефоне. После манас на автомате поведёт машину. Соответсвенно нарушения в ощущение границ своего я, будут приводить к неверным действиям манаса. Потому что взор на мир сужен.

Буддхи или Будда

Буддхи, как сила различения приводит к решениям. Манас выполняет его приказы, согласовывая ответ с полученным сенсорным впечатлением. “Буддхи подобен мечу. Его функция состоит только в том, чтобы вырезать всё то, что находится перед ним”. Строго говоря, у него нет другого качества и он не выполняет никакой другой функции. Такие вещи, как планирование, желание, память, привязанность, благодарность, сексуальные импульсы, стыд, страх, любовь, пристрастие, ненависть, ревность, гнев и так далее, — все это явления, которые являются свойствами низшего ума Манаса. Человек побуждается к определенному действию, когда на экране Манаса возникает определенный ментальный импульс. Но именно Буддхи решает, поддаваться этому импульсу или нет.

В той мере, в какой Буддхи слаб и неразвит, человек увлекается реакцией на обстоятельства и импульсы. Когда это игнорируется, решения на самом деле не принимаются. Реакции окрашиваются эмоциональными влияниями. Действие определяется импульсами и последствиями прошлой обусловленности. Однако, по мере постепенного раскрытия чистого Буддхи, он приносит способность выйти из порочного круга импульсивного поведения.

По мере того как он становится более утонченным, он становится способным принимать решения, которые являются более независимыми и творческими.

Читта

Читта — это банк памяти. Когда низший ум Манас не получает постоянного потока сенсорных входных данных, он открыт для информации изнутри. Лежащий в основе манас — это бассейн, часть воспоминаний, содержащая следы прошлого опыта. Читта как хранилище впечатлений-представлений является основой или ментальным потоком, в котором функционирует остальная часть ума. В некотором смысле это русло реки, по которому протекают другие части ума. Чувственный ум или поток сознания — это просто серия ряби на его поверхности. Именно из этого банка памяти возникают мысленные волны, которые всплывают на поверхность в сенсомоторном уме Манасе.

Читта является основой, из которой возникает умственное функционирование. Это “бессознательное” современной психологии, хранит слишком много для кадра осознания здесь и сейчас. И для правильного принятия решения информаци должна сохраняться правильным и упорядоченным способом. Частично читта действует как пассивный резервуар, получающий и хранящий впечатления от всех внешних воздействий, которые предлагает мир. Еще до того, как появляются более продвинутые, сознательные аспекты ума, читта накапливает, подобно огромному дну озера, огромный бассейн чувственных впечатлений и данных. Всё умственное, Буддхи как способность принимать решения, Ахамкара, как чувство границ своего «Я» и даже Манас, сенсомоторный ум, возникают из этой базовой формы сознания, называемой Читтой.

Но у читты есть две функции. Помимо пассивной и восприимчивой роли, у неё есть и более активная. Когда она подвергается влияниям извне, она вызывает определенные инстинктивные реакции или примитивные побуждения. Из них возникают эмоции.

Именно тогда, когда чувства спокойны, а сенсомоторный ум не получает никакой информации из внешнего мира, начинают всплывать воспоминания и впечатления из прошлого. Когда более грубый шум внешнего мира утихает, тогда в манасе появляются воспоминания и фантазии — ассоциативный поток прошлых впечатлений и переживаний.
Аватара пользователя
Mit
****************
****************
 
Сообщения: 3719
Зарегистрирован: 27 авг 2020, 13:39
Благодарил (а): 389 раз.
Поблагодарили: 696 раз.

  • Похожие темы
    Комментарии
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Библиотека раздела

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: CC [Bot] и гости: 0