Марк Аврелий.
Размышления
Книги имеют свою судьбу -- эта книга, можно
сказать, создана судьбой.
... в отношении тех, кто
раздосадован на нас и дурно поступает, нужен склад отзывчивый и
сговорчивый, как только они сами захотят вернуться к прежнему;
и читать тщательно, не довольствуясь мыслями вообще;
и не спешить соглашаться с тем, кто вообще что-либо тебе говорит.
...От богов! получил я хороших дедов, хороших родителей,
хорошую сестру, хороших учителей, домашних, родных, друзей --
все почти. И что никому из них я по опрометчивости не сделал
чего дурного -- это при душевном складе, от которого мог я при
случае что-нибудь такое сделать, -- благодеяние богов, что не
вышло стечения обстоятельств, которое меня бы изобличило.
...С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с
неблагодарным, дерзким, с хитрецом, с алчным, необщественным.
Все это произошло с ними по неведению добра и зла. А я усмотрел
в природе добра, что оно прекрасно, а в природе зла, что оно
постыдно, а еще в природе погрешающего, что он родствен мне --
не по крови и семени, а причастностью к разуму и божественному
наделу. И что ни от кого из них не могу я потерпеть вреда --
ведь в постыдное никто меня не ввергает. а на родственного не
могу же я сердиться или держаться в стороне от него, раз мы
родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как
верхний ряд зубов и ряд нижний. Так вот: противодействовать
другому противно природе, а негодовать и отвращаться -- это
противодействие.
...Что от богов, полно промысла; что от случая -- тоже не
против природы или увязано и сплетено с тем, чем управляет
промысл. Все течет -- оттуда; и тут же неизбежность и польза
того мирового целого, которого ты часть. А всякой части природы
хорошо то, что приносит природа целого и что ту сохраняет.
...Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? -- Ну так
дай себе досуг на то, чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее,
брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого
оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до
изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да
разом и представление, не имеет.
...О том всегда помнить, какова природа целого и какова
моя, и как эта относится к той, и какой частью какого целого
является, а еще что никого нет, кто воспрещал бы и делать, и
говорить всегда сообразно природе, частью которой являешься.
...Нет ничего более жалкого, чем тот, кто все обойдет по
кругу, кто обыщет, по слову поэта. "все под землею" и обследует
с пристрастием души ближних, не понимая, что довольно ему быть
при внутреннем своем гении и ему служить искренно. А служить --
значит блюсти его чистым от страстей, от произвола, от
негодования на что-либо, исходящее от богов или людей. Ибо то,
что от богов, своим превосходством вселяет трепет, а что от
людей -- по-родственному мило.
Ведь иной раз и жалко их за
неведение того, что добро и что зло. Ибо этот недуг ничуть не
лучше того, из-за которого лишаются способности различать
черное и белое.
... Да живи ты хоть три тысячи лет, хоть тридцать тысяч,
только помни, что человек никакой другой жизни не теряет, кроме
той, которой жив; и живет лишь той, которую теряет. Вот и
выходит одно на одно длиннейшее и кратчайшее. Ведь настоящее у
всех равно, хотя и не равно то, что утрачивается; так
оказывается каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и
будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то,
чего у него нет.
Поэтому помни две вещи. Первое, что все от
века единообразно и вращается по кругу, и безразлично,
наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго.
А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет
ровно столько же.
Ибо настоящее -- единственное, чего они могут
лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то
нельзя потерять.
(из 1 и 2 книги)
http://lib.ru/POEEAST/avrelij.txt