Положение человека в мире и в обществе,
соотношение страстей и разума,
зла и добра,
себялюбия и общественного блага,
представление о назначении человека и о его счастье -
все эти метафизические, социальные и этические вопросы стояли в центре просветительской философии XVIII в. и живо обсуждались, причем не только в Англии.
Для просветительской философии,нравственно-этической по своему складу,мерило всему-человек,
и только по нему можно судить о том,совершился прогресс или он все еще остается неисполненным обещанием.
Деизм есть характерная для Просвещения попытка компромисса между религией и философией.
Идеализм и агностицизм в английском Просвещении :
http://www.blagoslav.ru/filosofiya-pros ... nglii.html
ОБЪЯВЛЕНИЕ | ||||
---|---|---|---|---|
|
ОПЫТ о ЧЕЛОВЕКЕ.А.Поуп.Философия Просвещения.
Модераторы: voda, Модераторы
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
-
voda - ***************
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 31 янв 2006, 19:23
- Откуда: Эстония
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
Опыт о человеке
-в 4 эпистолах-
в доступной и привлекательной форме А.Поуп
выразил одну из основных мировоззренческих концепций раннего европейского Просвещения и тем самым приобщил не одно поколение читателей к идейным проблемам и спорам своей эпохи.
"Опыт о человеке" рисует картину гармонии и совершенства мироздания, в которых в конечном счете разрешаются все видимые его коллизии и диссонансы.
"Если я могу польстить себя мыслью о некотором достоинстве моего Опыта, оно в том, что Опыт не впадает в крайности доктрин, якобы противоположных, обходит термины, слишком невразумительные, и вырабатывает умеренную без несообразности, краткую без недомолвок систему этики. Я мог бы сделать это в прозе, но предпочел стих и даже рифму по двум причинам. Первая из них очевидна: принципы, максимы или заповеди в стихах и более поражают читателя сначала, и легче запоминаются потом; другая причина покажется странной, но она тоже истинная; я убедился, что, выражаясь таким образом, достигаю большей краткости, чем в прозе, а нет никакого сомнения: сила, как и изящество доводов и предписаний, во многом зависит от их сжатости. "А.Поуп
ЭПИСТОЛА IV
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЧАСТЬЮ
...Но если Счастье не произросло,
В нас, а не в почве коренится зло;
Найти нельзя нам счастия нигде,
При этом счастье всюду и везде...
...Что счастье: подвиг или же досуг,
Покой или величие заслуг?
Кто счастлив уподобиться скоту
И видит в Добродетели тщету;
Кто мир предпочитает созерцать,
Кто верует, кто счастлив отрицать.
Определит ли счастье кто-нибудь?
Нет, счастье просто счастье, в этом суть. ..
....С тех пор как вездесущий строй возник, Один бывает мал, другой велик; Мудрее этот, и богаче тот,На что напрасно ропщет сумасброд;Бог справедлив, и мы признать должны, Что в счастии счастливые равны...
... Все, чем Всевышний наделяет нас,
Чтоб людям процветать не напоказ,
Представлено триадою такой:
Здоровье, Независимость, Покой.
Ты меру знай, и будешь ты здоров,
И не лишишься ты других даров...
...Откуда в людях и в природе зло?
От извращений зло произошло.
Зло не от Бога, так что на земле
Мы можем говорить о частном зле,
Когда Природа, допустив просчет,
От Человека исправлений ждет...
... Шли споры встарь, как в наши времена; Для всех одна система не годна. Что для тебя наисладчайший дар, То для меня горчайшая из кар....
...Что значит Гений для сынов Земли?
Что значит мудрым быть? Определи!
Знать, как ты мало знаешь до сих пор
И как заслужен смертными укор,
Изведать бремя тяжкого труда
Без дружеской подмоги и суда;
Других учить или спасать от бед?
Есть общий страх, а пониманья нет;..
...История научит презирать
Всех тех, кто роль пытался в ней сыграть.
Смотри: вот Счастья ложная шкала:
Богатство, Слава, Почести, Хвала! ..
...Для доброго Блаженство - лишь звено,
Где с горним дольнее сопряжено;
Поймет он, что душе в конце пути
Вселенную нельзя не обрести,
Так что возлюбит Бога только тот,
Кто человеческий возлюбит род...
...Вот завершенье мудрости земной: "Все счастье в добродетели одной". Вот прочная основа наших благ, Когда неверный нам не страшен шаг И можно брать и можно даровать, Чтобы заслуге восторжествовать; Приобретенье радостно тогда, Потеря, впрочем, тоже не беда, Нет пресыщения для правоты, Когда в самом несчастье счастлив ты; Так слезы Добродетели подчас Отрадней, чем неистовый экстаз. Блаженству нашему предела нет, Так как исток его - любой предмет, Так как Злорадство, Зависть и Вражда Не омрачают сердца никогда; И потому Фортуна к нам щедра, Что мы другим желаем лишь добра.
... Соедини на благо всех людей
Величье чувств и высоту идей;
Знай: Счастие - вершина Доброты,
Чем милосердней, тем счастливей ты. ...
...И в быстром расширении кругов Любовь объемлет всех: друзей, врагов, Сородичей, соседей, всю страну, Зрит в человечестве семью одну И ладит со Вселенной остальной, Не исключая твари ни одной; Земля смеется, всех и вся любя; И в нашем сердце видит Бог себя.
...К вещам от звуков, к чувству от мечты
Я перешел, как заповедал ты,
Разоблачил я выспреннюю лесть
И доказал: все хорошо, что есть;
Страсть с Разумом соединить не грех;
Себя мы любим, если любим всех;
Со счастьем добродетель заодно;
Познать нам лишь самих себя дано.
читать далее...
-в 4 эпистолах-
в доступной и привлекательной форме А.Поуп
выразил одну из основных мировоззренческих концепций раннего европейского Просвещения и тем самым приобщил не одно поколение читателей к идейным проблемам и спорам своей эпохи.
"Опыт о человеке" рисует картину гармонии и совершенства мироздания, в которых в конечном счете разрешаются все видимые его коллизии и диссонансы.
"Если я могу польстить себя мыслью о некотором достоинстве моего Опыта, оно в том, что Опыт не впадает в крайности доктрин, якобы противоположных, обходит термины, слишком невразумительные, и вырабатывает умеренную без несообразности, краткую без недомолвок систему этики. Я мог бы сделать это в прозе, но предпочел стих и даже рифму по двум причинам. Первая из них очевидна: принципы, максимы или заповеди в стихах и более поражают читателя сначала, и легче запоминаются потом; другая причина покажется странной, но она тоже истинная; я убедился, что, выражаясь таким образом, достигаю большей краткости, чем в прозе, а нет никакого сомнения: сила, как и изящество доводов и предписаний, во многом зависит от их сжатости. "А.Поуп
ЭПИСТОЛА IV
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЧАСТЬЮ
...Но если Счастье не произросло,
В нас, а не в почве коренится зло;
Найти нельзя нам счастия нигде,
При этом счастье всюду и везде...
...Что счастье: подвиг или же досуг,
Покой или величие заслуг?
Кто счастлив уподобиться скоту
И видит в Добродетели тщету;
Кто мир предпочитает созерцать,
Кто верует, кто счастлив отрицать.
Определит ли счастье кто-нибудь?
Нет, счастье просто счастье, в этом суть. ..
....С тех пор как вездесущий строй возник, Один бывает мал, другой велик; Мудрее этот, и богаче тот,На что напрасно ропщет сумасброд;Бог справедлив, и мы признать должны, Что в счастии счастливые равны...
... Все, чем Всевышний наделяет нас,
Чтоб людям процветать не напоказ,
Представлено триадою такой:
Здоровье, Независимость, Покой.
Ты меру знай, и будешь ты здоров,
И не лишишься ты других даров...
...Откуда в людях и в природе зло?
От извращений зло произошло.
Зло не от Бога, так что на земле
Мы можем говорить о частном зле,
Когда Природа, допустив просчет,
От Человека исправлений ждет...
... Шли споры встарь, как в наши времена; Для всех одна система не годна. Что для тебя наисладчайший дар, То для меня горчайшая из кар....
...Что значит Гений для сынов Земли?
Что значит мудрым быть? Определи!
Знать, как ты мало знаешь до сих пор
И как заслужен смертными укор,
Изведать бремя тяжкого труда
Без дружеской подмоги и суда;
Других учить или спасать от бед?
Есть общий страх, а пониманья нет;..
...История научит презирать
Всех тех, кто роль пытался в ней сыграть.
Смотри: вот Счастья ложная шкала:
Богатство, Слава, Почести, Хвала! ..
...Для доброго Блаженство - лишь звено,
Где с горним дольнее сопряжено;
Поймет он, что душе в конце пути
Вселенную нельзя не обрести,
Так что возлюбит Бога только тот,
Кто человеческий возлюбит род...
...Вот завершенье мудрости земной: "Все счастье в добродетели одной". Вот прочная основа наших благ, Когда неверный нам не страшен шаг И можно брать и можно даровать, Чтобы заслуге восторжествовать; Приобретенье радостно тогда, Потеря, впрочем, тоже не беда, Нет пресыщения для правоты, Когда в самом несчастье счастлив ты; Так слезы Добродетели подчас Отрадней, чем неистовый экстаз. Блаженству нашему предела нет, Так как исток его - любой предмет, Так как Злорадство, Зависть и Вражда Не омрачают сердца никогда; И потому Фортуна к нам щедра, Что мы другим желаем лишь добра.
... Соедини на благо всех людей
Величье чувств и высоту идей;
Знай: Счастие - вершина Доброты,
Чем милосердней, тем счастливей ты. ...
...И в быстром расширении кругов Любовь объемлет всех: друзей, врагов, Сородичей, соседей, всю страну, Зрит в человечестве семью одну И ладит со Вселенной остальной, Не исключая твари ни одной; Земля смеется, всех и вся любя; И в нашем сердце видит Бог себя.
...К вещам от звуков, к чувству от мечты
Я перешел, как заповедал ты,
Разоблачил я выспреннюю лесть
И доказал: все хорошо, что есть;
Страсть с Разумом соединить не грех;
Себя мы любим, если любим всех;
Со счастьем добродетель заодно;
Познать нам лишь самих себя дано.
читать далее...
-
voda - ***************
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 31 янв 2006, 19:23
- Откуда: Эстония
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
ЭПИСТОЛА III
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ
...Нет чуждого: часть целому верна;
Душа, на всю Вселенную одна,
Связует всех, восполнив полноту;
Нам нужен скот, и мы нужны скоту.
Все служат всем, никто не одинок;
Цепь держит всех, тая конец и срок...
...Бог назначает каждому рубеж,
Чтобы блаженству не мешал мятеж,
И на взаимной зиждется нужде
Благополучье общее везде,
Так в мирозданье связаны навек
Тварь с тварью, с человеком человек....
...Чтобы струна звучала со струной,
Приверженная музыке одной,
Чтоб тон корыстный не задребезжал
И общий строй разлада избежал,
Имея всю Вселенную в виду,
Где вещи в совершеннейшем ладу
И где в звене нуждается звено,
Где малый и великий заодно,
Где сильный нужен и ему нужны
Те, что содействовать ему должны,
И потому стремятся в центр один
Зверь, человек, слуга и властелин....
...О формах власти спорить - блажь и грех;
Тот лучше всех, кто правит лучше всех;
Бессмысленно хулить чужой устав;
Кто совестлив, тот перед Богом прав;
И невзирая на различья вер,
Всем подает Любовь благой пример.
Все можно, что противится Любви;
Одну Любовь Божественной зови!
Нуждается в опоре виноград;
Ты вместе с ближним крепче во сто крат.
Удел планет - путем своим лететь
И в то же время к солнцу тяготеть;
Два тяготенья в сердце восприму:
Одно к себе, другое ко Всему.
Природа Богу, как всегда, верна:
Любовь к себе и обществу одна.
читать
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ
...Нет чуждого: часть целому верна;
Душа, на всю Вселенную одна,
Связует всех, восполнив полноту;
Нам нужен скот, и мы нужны скоту.
Все служат всем, никто не одинок;
Цепь держит всех, тая конец и срок...
...Бог назначает каждому рубеж,
Чтобы блаженству не мешал мятеж,
И на взаимной зиждется нужде
Благополучье общее везде,
Так в мирозданье связаны навек
Тварь с тварью, с человеком человек....
...Чтобы струна звучала со струной,
Приверженная музыке одной,
Чтоб тон корыстный не задребезжал
И общий строй разлада избежал,
Имея всю Вселенную в виду,
Где вещи в совершеннейшем ладу
И где в звене нуждается звено,
Где малый и великий заодно,
Где сильный нужен и ему нужны
Те, что содействовать ему должны,
И потому стремятся в центр один
Зверь, человек, слуга и властелин....
...О формах власти спорить - блажь и грех;
Тот лучше всех, кто правит лучше всех;
Бессмысленно хулить чужой устав;
Кто совестлив, тот перед Богом прав;
И невзирая на различья вер,
Всем подает Любовь благой пример.
Все можно, что противится Любви;
Одну Любовь Божественной зови!
Нуждается в опоре виноград;
Ты вместе с ближним крепче во сто крат.
Удел планет - путем своим лететь
И в то же время к солнцу тяготеть;
Два тяготенья в сердце восприму:
Одно к себе, другое ко Всему.
Природа Богу, как всегда, верна:
Любовь к себе и обществу одна.
читать
-
voda - ***************
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 31 янв 2006, 19:23
- Откуда: Эстония
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
ЭПИСТОЛА II
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ
К СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Вотще за Богом смертные следят.На самого себя направь ты взгляд;
Ты посредине, такова судьба,Твой разум темен, мощь твоя груба.
...Все страсти себялюбьем рождены
И якобы добром возбуждены,
Но если с виду зло - добро точь-в-точь,
Способен только разум нам помочь.
Пускай не бескорыстна, но чиста
Страсть, если в ней заметна правота,
Таким страстям не грех торжествовать,
Их можно добродетелями звать.
Хоть стоик добродетелью зовет
Апатию, холодную как лед,
Наш разум спорит с мудростью такой,
Предпочитая труд, а не покой.
Ущерб нам буря может причинить,
Но целое при этом сохранить.
Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть;
Для парусов, однако, ветер - страсть.
Не только тишь являет Бога нам,
Бог шествует и в бурю по волнам...
...Любовь со счастьем связана в сердцах,
Сопутствует страданью скорбь и страх;
Из них составив правильную смесь,
Искусно разум свой уравновесь.
Свет с тенью сочетая, день за днем
Мы нашей жизни силу придаем....
...Разделит кто, однако, свет и тьму?
Лишь Бог, присущий духу твоему.
Смысл крайностей в том, чтобы совпадать
И назначеньем тайным обладать;
Как свет и тень порою на холсте
Едины в совершенной красоте,
И наблюдатель не всегда бы мог
Постичь, где добродетель, где порок.
Однако же недопустимый бред -
Считать, что разницы меж ними нет.
Хоть можно с черным белое смешать,
Их тождество нельзя провозглашать.
А если спутаешь добро со злом,
Тебе грозит мучительный надлом....
....Природа к человеку не строга.
Ребенку погремушка дорога,
Игрою той же юность занята,
Хотя немного громче пустота;
А взрослый любит золотом играть,
И четки старец рад перебирать;
Так тешатся на поприще земном,
Пока не засыпают вечным сном.
Так наши будни Мненье золотит,
Жизнь облаком раскрашенным летит;
Надежда заменяет счастье нам,
А гордость возвеличивает хлам;
И весь наш век в безумии своем
Искрящиеся радости мы пьем;
Утрачивая праздную мечту,
Другую обретаем на лету;
И смертный себялюбием томим,
Чтобы сравнить он мог себя с другим.
Свой разум к заключенью приохоть:
Глуп человек, однако мудр Господь...
читать
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ
К СОБСТВЕННОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Вотще за Богом смертные следят.На самого себя направь ты взгляд;
Ты посредине, такова судьба,Твой разум темен, мощь твоя груба.
...Все страсти себялюбьем рождены
И якобы добром возбуждены,
Но если с виду зло - добро точь-в-точь,
Способен только разум нам помочь.
Пускай не бескорыстна, но чиста
Страсть, если в ней заметна правота,
Таким страстям не грех торжествовать,
Их можно добродетелями звать.
Хоть стоик добродетелью зовет
Апатию, холодную как лед,
Наш разум спорит с мудростью такой,
Предпочитая труд, а не покой.
Ущерб нам буря может причинить,
Но целое при этом сохранить.
Наш кормчий - разум, чья бесспорна власть;
Для парусов, однако, ветер - страсть.
Не только тишь являет Бога нам,
Бог шествует и в бурю по волнам...
...Любовь со счастьем связана в сердцах,
Сопутствует страданью скорбь и страх;
Из них составив правильную смесь,
Искусно разум свой уравновесь.
Свет с тенью сочетая, день за днем
Мы нашей жизни силу придаем....
...Разделит кто, однако, свет и тьму?
Лишь Бог, присущий духу твоему.
Смысл крайностей в том, чтобы совпадать
И назначеньем тайным обладать;
Как свет и тень порою на холсте
Едины в совершенной красоте,
И наблюдатель не всегда бы мог
Постичь, где добродетель, где порок.
Однако же недопустимый бред -
Считать, что разницы меж ними нет.
Хоть можно с черным белое смешать,
Их тождество нельзя провозглашать.
А если спутаешь добро со злом,
Тебе грозит мучительный надлом....
....Природа к человеку не строга.
Ребенку погремушка дорога,
Игрою той же юность занята,
Хотя немного громче пустота;
А взрослый любит золотом играть,
И четки старец рад перебирать;
Так тешатся на поприще земном,
Пока не засыпают вечным сном.
Так наши будни Мненье золотит,
Жизнь облаком раскрашенным летит;
Надежда заменяет счастье нам,
А гордость возвеличивает хлам;
И весь наш век в безумии своем
Искрящиеся радости мы пьем;
Утрачивая праздную мечту,
Другую обретаем на лету;
И смертный себялюбием томим,
Чтобы сравнить он мог себя с другим.
Свой разум к заключенью приохоть:
Глуп человек, однако мудр Господь...
читать
-
voda - ***************
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 31 янв 2006, 19:23
- Откуда: Эстония
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
ЭПИСТОЛА I
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЛЕННОЙ
Но человек бы лучше преуспел,
Когда бы помнил здешний свой удел
И продолжал бы свой привычный путь,
На большее не смея посягнуть;
Ты хочешь вместо глаза микроскоп?
Но ты же не комар и не микроб.
Зачем смотреть нам, посудите сами,
На тлю, пренебрегая небесами,
И от прикосновения дрожать,
Когда пушинка может угрожать,
И умирать от ароматных мук,
Когда для мозга запах роз - недуг?
Когда бы оглушала, например,
Тебя природа музыкою сфер,
Ты слышал бы журчанье ручейка
И мимолетный лепет ветерка?
Кто, праведное небо похулив,
Сказал бы, что Господь несправедлив?
...Как целость мировая хороша,
Чье тело - вся природа, Бог - душа,
Бог неизменен в ходе перемен,
Велик в нетленном, как и там, где тлен;
Жар солнечный и свежесть ветерка,
Сиянье звезд и нежный дух цветка,
Живит он жизнь присутствием своим,
Он вездесущ, однако неделим;
Он в ликованье нашем и в тоске;
Он, совершенный, в каждом волоске;
Он, совершенный, в ропоте дурном
И в ангельском восторге неземном;
Ты для него не мал и не велик;
Он связь, рав_е_нство, целостность, родник.
...В разладе лад, не явленный земле;
Всемирное добро в частичном зле,
Так покорись, воздай творенью честь:
Поистине _все хорошо, что есть_.
читать
О ПРИРОДЕ И СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕЛЕННОЙ
Но человек бы лучше преуспел,
Когда бы помнил здешний свой удел
И продолжал бы свой привычный путь,
На большее не смея посягнуть;
Ты хочешь вместо глаза микроскоп?
Но ты же не комар и не микроб.
Зачем смотреть нам, посудите сами,
На тлю, пренебрегая небесами,
И от прикосновения дрожать,
Когда пушинка может угрожать,
И умирать от ароматных мук,
Когда для мозга запах роз - недуг?
Когда бы оглушала, например,
Тебя природа музыкою сфер,
Ты слышал бы журчанье ручейка
И мимолетный лепет ветерка?
Кто, праведное небо похулив,
Сказал бы, что Господь несправедлив?
...Как целость мировая хороша,
Чье тело - вся природа, Бог - душа,
Бог неизменен в ходе перемен,
Велик в нетленном, как и там, где тлен;
Жар солнечный и свежесть ветерка,
Сиянье звезд и нежный дух цветка,
Живит он жизнь присутствием своим,
Он вездесущ, однако неделим;
Он в ликованье нашем и в тоске;
Он, совершенный, в каждом волоске;
Он, совершенный, в ропоте дурном
И в ангельском восторге неземном;
Ты для него не мал и не велик;
Он связь, рав_е_нство, целостность, родник.
...В разладе лад, не явленный земле;
Всемирное добро в частичном зле,
Так покорись, воздай творенью честь:
Поистине _все хорошо, что есть_.
читать
-
voda - ***************
- Сообщения: 2503
- Зарегистрирован: 31 янв 2006, 19:23
- Откуда: Эстония
- Благодарил (а): 0 раз.
- Поблагодарили: 1 раз.
Сообщений: 5
• Страница 1 из 1
-
- Похожие темы
- Комментарии
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Книга "Мораль XXI века" - настоящая практическая философия!
Odeon в форуме БИБЛИОТЕКА - 3
- 8543
-
Odeon
13 сен 2014, 16:41
-
Книга "Мораль XXI века" - настоящая практическая философия!
-
-
СКВОЗЬ СВЕТ. ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ МЕЛЛЕНА-ТОМАСА БЕНЕДИКТА
1, 2, 3 Космея в форуме БИБЛИОТЕКА - 43
- 20602
-
Andrew Lever
19 окт 2020, 14:25
-
СКВОЗЬ СВЕТ. ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ МЕЛЛЕНА-ТОМАСА БЕНЕДИКТА
-
-
Мой опыт познания тайн души и вселенной.
1, 2, 3 mihhim в форуме ДУХ И ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ - 59
- 778
-
mihhim
28 ноя 2021, 17:13
-
Мой опыт познания тайн души и вселенной.
-
-
Живой опыт, мертвое знание
marvin в форуме Кроличья нора - 19
- 6183
-
marvin
26 июл 2012, 11:25
-
Живой опыт, мертвое знание
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: CC [Bot] и гости: 0