voda » 11 янв 2010, 13:16
Потоковые состояния сознания
ряд характерных свойств и признаков этого состояния.
1. Чувство слитности со своими действиями («слияние процессов действия и осознания»). В этом состоянии человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отделенного от совершаемых им действий. Тело соединяет «Я» и внешний мир - оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, движений души». ...тело человека как слово, произнесенное душой.
2. Полная управляемость ситуацией (на основе единства души, интеллекта и деятельности«Душой исполненный полет».
...не может быть Духа Творящего без Духа Воспринимающего (они могут воплощаться в одном человеке). Бытие в мире - это совместное бытие разных людей. Это - совмещенность «Я» и «Я другой». Это - соборность и со-одухотворенность многих людей.
Понять нечто означает построить модель этого нечто для себя, придать смысл вещам и событиям. Истину, как известно, невозможно познать, в ней надо быть (Кьеркегор С). Постижение истины представляет собой, по сути, процесс интеграции всех предметных значений, смыслов, позиций и диспозиций мыслящего и действующего человека.
3. Потеря самосознания («чувство себя» теряется, как правило, на высшей точке управления ситуацией). действия становятся средством выражения и реализации своего «Я» как системы отношений к действительности. Человек как бы расширяет свои границы, растворяется в природе или в других людях, становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я».
... человек существует в предметной среде как Демиург, создатель, который и творит ее, и отображает себя в ней.
4. Антропоморфизация природных объектов и вещей.
...сознание человека спонтанно стремится к одухотворению, анимации всех объектов, с которыми он контактирует. Он наделяет животных и растения, неодушевленные предметы и отвлеченные (высоко абстрактные) понятия человеческими свойствами - сознанием, мыслями, чувствами, волей ...трансрациональные протофеномены сознания человека, позволяющие ему осуществлять с природой «a livre ouvert», что в переводе с французского означает - действовать без подготовки, «читать по раскрытой книге», «петь с листа». Здесь человек выступает в функции трансцендентного субъекта, которому истина дана «как на ладони», и он действует «как по нотам», записанным в партитуре природы.
5. Трансцендентные (недоступные познанию) переживания (чувство гармонии с окружающей средой, «открытость» человека внешнему миру, забывание своих «земных» проблем). Уединение становится сродни самотворчеству, выступает как необходимое условие для «труда души». .. одиночество является одним из отличительных признаков самоакутулизирующееся личности. Человек в таком состоянии представляет собой своеобразный телесно-духовный континуум. Он осмысливает себя метафизически.
6. Метафоризация сознания человека.
В ходе эволюционного развития человека как рода мышление, как известно, предшествовало языку: язык (как средство формирования мысли) к речь (как способ формулирования и выражения мысли) возникают позже.
Язык и речь как изначальные средства общения людей путем обмена мыслями имели двойную функцию: идеальную (сказать что-то) и реальную (сказать как-то).
Язык, как известно, безлично-всеобщ, необходим для общения людей (путем обмена мыслями) - он неперсонален и объективен.
В отличие от языка речь человека всегда персональна, субъектна, часто метафорична и полисемантична.
Основными механизмами выявления «смысловых оппозиций» воспринимаемого человеком мира являются следующие:
метафора (позволяющая сделать «знакомое необычным»), аллегория (позволяющая «сопоставлять несопоставимое» и «соизмерять несоизмеримое»),
аналогия (позволяющая сделать «необычное знакомым») и
катахреза (позволяющая вложить новый смысл в старые слова и понятия).
в ПСС «пробиваются» многочисленные «каналы», «туннели» между базовыми средами функционирования сознания - ощущений, эмоций, образов, символов и знаковых систем, что и объясняет синергичную целостность самого переживания ПСС.
7. Трансперсоналыюсть опыта. Внешние цели задают только направление развития человека или систему требований к результату, выработанную интеллектом. Сутью является действования ради себя самого/
Становящийся результат - это предпосылка развития самоцельной личности. Достижение цели важно только для того, чтобы наметить следующее действие, само по себе оно не удовлетворяет. Сохраняют и поддерживают действия не их результаты, а переживание процесса, чувство «мышечной радости», вовлеченность в деятельность. Здесь доминирует духовность как направленность к высшим силам, к другим людям и самому себе. «Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех», -Действующая личность раскрывается как «causa sui» (причина себя). Так, личность сотворяет себя и со-творяет» (открывает другому) - в моментах выхода за границы себя (в межличностное пространство) и своих возможностей (знаний, умений, способностей), представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого человека в себе.
8. Наслаждение процессом деятельности.
Чувство упоения следует отличать от чувства удовольствия, которое также может приносить процесс деятельности.
Удовольствие можно испытывать без приложения каких либо усилий, поэтому оно не ведет к росту и развитию личности В результате происходит не столько более глубокое постижение мира и самого себя, сколько (через катарсис - душевную драму) преображение души человека.
Предмет деятельности (предмет познания, оценки и преобразования) у разных людей может быть один, ракурсы его видения взаимодополнительны, а пути личного «восхождения» к нему, «вращивания» в него или «взращивания» в себе - различны и индивидуальны.
.. человек «творит себя» - не только «образовывается» (т. е. приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться.
[url=http://ezotera.ariom.ru/2008/10/05/pss.html]В.В. Козлов
Медицинская психология[/url]