Исследование собственных переживаний затруднено самополгощением, самопогружением в них без умения всплытия на поверхность.
Сперва мы осваиваем простые операции, затем усложнение операций, но приходит и следующий этап исследования собственных возможностей умений. Это обратное исследование. Из сложного обнаруживается простое. Дети так, разламывая - изучают...
С переживанием аналогично, если знать его основные составляющие, то можно определиться как через них овладеть собой, своим переживанием.
Итак составляющие восприятия.
Ощущения.
Образы ощущений.
Отраженные в (нематериальном) духе материальные ощущения в виде образов этих ощущений.
Образы ощущений делятся на, непосредственные, получаемые из среды и те, что по памяти.
Мы (сознанием) не воспринимаем ощущения в момент происходящего, а с небольшой задержкой,
поэтому использование памяти экономично, образы из нее могут поступать обычным потоком ощущений, не существенно отличающимся от тех, что поступают из среды.
Чувства.
Это культурная результирующая отношений ощущений и их образов.
Если ощущения в образах отнесены в процессе воспитания к приятным - то чувства соответственно желательны.
Наоборот, наоборот.
Возможна инверсия чувств в зависимости от контекста среды.
Когда приятное становится нежелательным, а неприятное желательным.
Составляющие выражения.
Рефлексы. Непосредственное реагирование тела на собственные ощущения. Сжимание от холода, расширение и потоотделение от жары, происходят помимо сознательного (волевого) отношения к ним. Это сознание тела, - непроизвольное сознание.
Волевое выражение. Действия осуществляющиеся после духовной (ментальной) оценки обнаруженных отношений.
Инстинктивное выражение.
Это выражение эмоций на вызванное чувствами отношение к происходящему (в среде снаружи и/или теле внутри).
Инстинктивное выражение это действия под влиянием культурного воспитания сознающего.
Они как и чувства могут нести одобрение или неодобрение отношений, которые почувствовались человеком.
Если возникшие в нутри человека или снаружи отношения простые, уже хорошо известные ему, то переживания сразу переходят в фазу обращения к памяти.
Если обнаруженные отношения сложные, если конфликт (контакт) в них требует дальнейшего исследования среды, то обращение к памяти сменяется обращением к непосредственным ощущениям (снаружи или внутренней).
По разрешении конфликта выработанное отношение переходит в память. Которой можно будет пользоваться на "автомате" в будущем.
Если конфликт не разрешается то его разрешение требует двух стратегий.
1. Поиск дополнительных ощущений.
2. Поиск дополнительных данных из памяти.
Второй случай может через анализ и синтез дать новые данные (из памяти), ранее не существовавшие в природной среде. Эти данные, позволившие разрешить конфликт также становятся опытом, памятью.
3. Так как второй поиск в решений из памяти осуществляется в непрекращающемся потоке ощущений из среды, а поиск #1 сопровождается поиском в памяти, то в действительности второй и первый способы, можно сказать, параллельно осуществляются в разной степени влияния на результат.
Дети в основном в своих переживаниях ощущают, взрослые в основном думают.
Неумение правильно думать, то есть в случаях сильных затруднений обращаться к ощущениям (собственных, других знакомых людей, незнакомых людей), обнаруживает западение переживаний в области лишь внутренних переживаний собственных образов в памяти.
Человек уходит в собственные мысли, которые он не умеет размысливать достаточно.
То есть не обладает способностью грамотного анализа и синтеза данных.
Проще говоря не может решить задачу даже долго поразмышляв над ней...
Итак, переживание это попеременное сложение циклов восприятия внешних отношений и выражения внутренних отношений в ответ.
Простейший цикл (в рефлексе) выглядит так.
Восприятие удара молоточка по нервному узлу.
Срабатывание реакции.
Восприятие собственной реакции на удар.
Обычное же (с участием инстинктов) переживание такое.
- Восприятие обращения.
- [Оценка его. И. Выработка и выражение отношения к такой оценке.]
- Выражение отношения в виде ответа.
- Ожидание ответа на обращение в ответ.
Четыре этапа цикла.
Отдельно нужно указать, что полный цикл, без ожидания, то есть без времени на встречное переживание и ответ на ответ, не может считаться полным, как в случае с дыханием человека в окружающей среде должна произойти реакция на выделение нами углекислого газа...