laysi писал(а):Все женщины не обязательно женственны, а все мужчины не обязательно мужественны, поэтому, когда я говорю: «Для женского сознания», я не имею в виду только женщин. Женское сознание — это сознание, которое может довериться, может воспринимать энергии, подобно лону, может открыться, быть пассивным. Половина человечества такова, но другая половина совершенно противоположна.
Женскому сознанию нельзя прилагать усилия. Если оно начнет прилагать усилия, оно ни к чему не придет. Усилия будут ему мешать, они обернутся мукой, напряжением и неудачей. Женскому сознанию необходимо ждать и позволять свершаться тому, что происходит.
Подобно женщине, если она любит, она не станет делать первый шаг. Если женщина берет инициативу на себя, у вас есть все основания бояться ее и избегать, потому что подобное отношение — это проявление мужского начала — в женском теле живет мужской ум, и тогда возникают трудности. Если вы настоящий мужчина, вы тут же перестанете интересоваться такой женщиной. Если вы женственны — в мужском теле живет ум женщины, — только тогда вы позволите женщине проявлять инициативу и будете счастливы. Но тогда физически она женщина, а вы мужчина, однако на уровне сознания вы женщина, а она мужчина, в ней больше развито мужское начало.
Женщина будет ждать. Она никогда не скажет: «Я тебя люблю», пока вы не скажете ей этого, пока вы не возьмете на себя ответственность за ваши отношения. Ее сила именно в ожидании. Мужское сознание агрессивно. Ему необходимо действовать. Оно должно двигаться и проявлять инициативу.
То же происходит и на духовном пути. Если у вас агрессивное сознание, сознание с мужским началом, вам нужны усилия. Тогда торопитесь, не теряйте времени, не упускайте возможность. Тогда пусть ситуация будет для вас чрезвычайной, ощутите кризис и вложите в практику всю свою энергию. Когда ваши усилия станут абсолютными, вы достигнете. Если у вас женское сознание, тогда нет спешки, нет времени.
Может быть, вы замечали, а может, и нет, что женщины не обладают чувством времени, у них его просто нет.
Муж ждет на улице, он жмет на гудок автомобиля и кричит: «Ну, выходи же!» А жена кричит в ответ: «Я уже тысячу раз тебе сказала, что выхожу через минуту. Я уже два часа тебе твержу, что через минуту спущусь. Чего ты злишься? И перестань шуметь!»
Женское сознание не обладает чувством времени. Это характерно для мужского, агрессивного ума, который беспокоится, заботится о времени. Они абсолютно противоположны.
Женщина никуда не спешит. Зачем торопиться? На самом деле, ничего не нужно достигать.
Женское сознание существует в моменте. Вот почему женщина никогда не заходит слишком далеко в своем любопытстве, ее интересует только то, что ее окружает. Ее не волнует, что творится за тридевять земель. Ей интересно, что происходит в соседнем доме — поблизости, прямо здесь. Она не понимает мужчину: «Зачем ты беспокоишься о каком то там Байдане или о Трампе?» Женщине интересны любовные интриги, которые происходят по соседству. Ей любопытно, что творится в ее ближайшем окружении, а все, что далеко, не имеет для нее никакого значения. Времени не существует.
Время существует для тех, перед кем стоит определенная цель. Запомните: время может существовать только тогда, когда вам нужно чего-то достичь. Если вам никуда не нужно идти и нечего достигать, то какой смысл во времени? Тогда не нужно никуда торопиться.
laysi писал(а):Мужчина и женщина являются, с одной стороны, половинками друг друга и, с другой,— полными противоположностями. Различие притягивает их друг к другу. Чем дальше друг от друга они находятся, тем глубже притяжение; чем более они отличаются друг от друга, тем сильнее взаимное очарование, красота и притягательность. Одно из самых странных явлений: мужчины и женщины живут вместе тысячи лет, и все же они совсем не знают друг друга. Они рожают детей, но все равно остаются чужими. Женское и мужское мировоззрение настолько противоположны, что нельзя надеяться на мирную жизнь, если не приложить осознанного усилия, если не внести медитацию.
Когда мужчина и женщина сближаются, они хотят подойти еще ближе, хотят слиться друг с другом, стать единым гармоничным целым,— но... все их притяжение основано на противоположности, а достижение гармонии связано с ее растворением.
До тех пор пока любовная связь не станет очень осознанной, она будет причинять и мужчине и женщине огромные страдания, огромные неприятности.
Женщина ближе к миру интуиции, к миру инстинкта. Если она не медитирует, ей доступна только инстинктивная сторона. Она думает телом. Она более мужчины укоренена в теле, она в большей мере осознает тело; а тело содержит весь наш опыт, накопленный за миллионы лет эволюции.
Мужчина более полагается на ум; он ближе к миру интеллекта. Но интеллект возник совсем недавно… Инстинкт очень глубок в силу самой своей древности, тогда как интеллект – явление весьма поверхностное, неопытное и еще очень незрелое. Если мужчина начинает медитировать, ему труднее избавиться от интеллекта, потому что ум, интеллект, лежит в основе всего его образования и воспитания. Чтобы медитировать, ему придется отказаться от всего, что он знает.
Безусловно, в образе мышления, во взгляде на мир между мужчинами и женщинами существуют огромные различия. Но это делает жизнь более насыщенной, придает ей цвет и вкус.
Ее заставляли думать по-мужски, вести себя по-мужски. Ее заставляли быть только тенью мужчины. Ей не давали быть собой. Это абсолютное безобразие, заслуживающее всякого осуждения. Я осуждаю его безоговорочно. Женщина должна быть свободна быть собой и жить по-своему. Она не должна становиться копией мужчины, она не должна по-мужски думать. Она должна думать по-своему, она должна быть собой, – и тогда полярности мира будут более контрастными.
И чем более разнятся индивидуальности мужчины и женщины, чем дальше они друг от друга, тем глубже их взаимное притяжение. Пусть они остаются вечно незнакомцами – лишь тогда они смогут влюбиться друг в друга. Пусть они остаются друг для друга вечной загадкой. Лишь тогда их любовь может быть постоянным источником радости, бесконечной чередой открытий.
Но женщина была угнетена и разрушена – в своей загадочности, в своей таинственности. С женщиной обращались как с механизмом, фабрикой воспроизведения – она была бесправной, абсолютно бесправной. И от этого мир стал скучным и уродливым. Мужчине принадлежало слишком много власти, и в результате вся история сплошь состоит из войн. Если бы женщина была равна с мужчиной в правах и имела такие же возможности для роста, мир знал бы меньше войн. Потому что во всякой войне гибнут мужчины, но страдают женщины.
Между мужским и женским умом есть разница; они по-разному устроены. Они противоположны друг другу, они полярны. В измерении духа они абсолютно одинаковы, но физиологически они далеки, как небо и земля; они устроены совершенно по-разному.
Мужчины счастливее с семьей, потому что иначе им одиноко. Брак, даже несчастливый, для них все же лучше одиночества; по крайней мере, им всегда есть чем себя занять. Страдание – тоже занятие, а мужчина хочет всегда оставаться занятым, вовлеченным во что-то внешнее, чтобы не нужно было идти вовнутрь, чтобы можно было продолжать смотреть наружу.
Для женщины внешнее не так важно, поэтому, когда у женщины нет семьи, она скорее радуется одиночеству, чем страдает от одиночества. И ей легче наслаждаться одиночеством, чем мужчине, потому что она более интровертна – она, в каком-то смысле, более эгоцентрична… Эгоцентрична в лучшем смысле слова: она центрирована в себе. Мужчина ищет центр в других; он постоянно думает о других.
Женщина больше думает о себе. Самое большее, она интересуется ближайшим окружением: кто кому изменяет, с кем? Ее не очень беспокоят проблемы международной политики. Она тихо недоумевает, почему мужчины так ими интересуются? Что вам за дело до других стран? Они так далеко – к чему волноваться?
Я не встречал еще ни одной женщины, которая потребовала бы у меня доказательств существования Бога. Бог так далеко! Ни одна женщина никогда не спрашивала меня, есть ли рай, есть ли ад – такие вещи ее не интересуют. Ей интереснее то, что рядом. Что ей надеть?.. – это гораздо важнее Бога.
Мужчина считает все эти женские интересы глупостями: речь идет о таких великих материях – а ее волнует что надеть! Она не станет вести дискуссий о нацизме или о Зеленском, Трампе и П-у-т-и-н-е. В лучшем случае она послушает из вежливости. Ей гораздо интереснее, откуда это у вас такие туфли, и что это у вас за ткань, и кто у нас сегодня хорошо выглядит? Ее волнует то, что близко; ее волнует она сама.
Поэтому, когда женщина одна, она одинока более здоровым одиночеством; мужчине же просто становится очень тоскливо. Если мужчину оставить без новостей хоть какого-то общения, он впадает в буйство! Ему надо знать, что происходит в мире. Он не может выносить одиночества. Даже когда он один, он придумывает себе всевозможные воображаемые существа: Бога, ангелов… и воображаемые проблемы: сколько ангелов уместится на острие иглы? И он всерьез возьмется решать эту проблему, он положит всю жизнь на подсчет ангелов, он будет спорить до бесконечности! Женщина просто посмеется. В глубине души женщина знает: мальчишки есть мальчишки, что с них возьмешь – пусть себе городят чушь! Они называют это философией, теологией: они умеют найти для любой глупости звучное название.
Вот почему мужчина, когда ему одиноко, готов совершить самоубийство. Семья для него просто обязательна; женщина необходима ему по ряду причин. Во-первых, женщина – существо очень земное, наделенное глубоким чувством земли, – женщина дает мужчине связь с землей. Во всех мифологиях мира земля олицетворяет женское начало. Женщина дает мужчине корни; в противном случае, без женщины, он пребывает в подвешенном состоянии – без земли под ногами, без корней. Женщина вьет для него гнездо, женщина становится его домом. Без женщины он чувствует себя бездомным, блуждающим без цели и смысла.
И все же, когда мужчина и женщина вместе, это значит конфликт, несчастье, недовольство друг другом, нескончаемые жалобы – все это неизбежно из-за самой их полярной противоположности. Их интересы никогда не совпадают. Поэтому женщина не может не изводить мужчину жалобами, иначе мужчина никогда не выполнит ее желаний, – а мужчина не может не уступать. Мало-помалу мужчина, если он человек здравомыслящий, оказывается под каблуком.
Только круглый дурак и упрямец никогда не позволяет, чтобы его держали под каблуком. Если у мужчины есть хоть капля разума, он понимает: лучше слушать и делать все, что она говорит. Иначе вы оказываетесь жертвой круглосуточного преследования… Вам не дадут ни минуты покоя, либо будут преследовать красноречивым молчанием, либо выедать мозг чайной ложечкой. Лучше сразу сделать все, что она хочет, и забыть – и можно спокойно смотреть телек, пойти в гараж или пить пиво с приятелями!
Но все эти несчастья можно вытерпеть, потому что женщина удовлетворяет одну очень глубокую потребность: она связывает вас с землей, она заботится о вашем теле. Ее мало занимает ваша душа, – думайте о ней сами, – но она дает пищу вашему телу. Она дает пищу, заботу, любовь; вы чувствуете, что нужны и любимы – она дает чувство глубокого покоя и удовлетворенности. Без нее вы бы просто не знали, кто вы такой. Без нее вы всегда заблудившийся ребенок. Она принимает вас как мать.
Поэтому и получается, что мужчина счастливее с семьей, чем без семьи. Должно бы быть как раз наоборот, – потому что без семьи у мужчины нет никаких проблем. У семейного мужчины всегда есть проблемы, и, по логике, выходит странно, что с семьей мужчина счастливее. Но жизнь не подчиняется логике; жизнь следует собственным законам, странным законам. Без семьи мужчина живет без корней, не получает энергии, не получает тепла. Ему холодно; он живет в холодном мире; он чахнет и умирает. Женщина согревает его, дает жизнь, вьет гнездо, помогает сохранить собранность. Без женщины он начинает разваливаться на части.
Но женщина может быть счастливее в одиночестве, чем в семье, потому что она может найти связь с землей и без мужчины; наличие мужчины не так критично. Она способна быть более независимой, чем мужчина – и она более независима на самом деле.